Недавние скандалы с обвинениями преподавателей исторического и филологического факультетов МГУ имени Ломоносова в неэтичном поведении по отношению к студенткам спровоцировали дискуссию о необходимости регламентировать отношения между работниками вузов и учащимися.

Студентки публично выступили против

26 апреля второкурсница истфака Дарья Варакина выложила в Instagram пост с рассказом, как она пришла в кабинет к заведующему кафедрой этнологии Дмитрию Функу обсудить её академический отпуск, а тот обнял девушку, "поцеловал в щёку, затем в губы. Потом пошёл закрывать дверь на ключ". На следующий день Функ выступил с открытым письмом, в котором назвал пост клеветническим и пообещал обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.

8 мая издание DOXA опубликовало статью о романах между преподавателями и студентками филфака МГУ имени Ломоносова и домогательствах. Фамилии не назывались, но в первом герое себя узнал 56-летний профессор кафедры русского языка этого факультета Сергей Князев. Про него в числе прочего со слов студентки говорилось, что однажды он долго не ставил её однокурснице оценку на экзамене, а потом недвусмысленно попросил девушку достать конфетку из переднего кармана его джинсов. Позже группа поддержки Князева опубликовала опровержение от девушки, чья история легла в основу этой части статьи: "Я долго не могла ответить на вопрос, начала нервничать, и преподаватель предложил мне конфетку, чтобы я успокоилась". Но к тому времени Князев уже написал на своей странице в Facebook, что после завершения семестра считает невозможным оставаться в университете в своей нынешней роли. "Отношения со студентами у меня были, – признался он и добавил: – Я всегда считал, что они были добровольными. Я сознательно никогда не пользовался своим служебным положением ни в каких целях, в частности, не использовал его для принуждения к чему бы то ни было. История про оценку – неправда".

После статьи в DOXA преподаватели, студенты и выпускники МГУ опубликовали два открытых письма. В первом одни потребовали создать в университете "отдельный регламент, закрепляющий принципы общения преподавателей и студентов – в частности, запрет романтической связи, пока преподаватель и студент находятся в рамках иерархических отношений". Авторы второго просят Князева изменить своё решение об уходе, а студенческих активистов – добиваться "начала диалога с администрацией по поводу проявлений сексизма и харассмента – диалога, который в перспективе мог бы привести к системному решению проблемы".

Романы между преподавателями и учащимися могут запретить

Сергей Князев также является профессором Высшей школы экономики, преподавателем факультета гуманитарных наук и Школы лингвистики. "Нам неизвестно о жалобах студентов ВШЭ на неэтичное поведение Сергея Князева", – ответили Metro в пресс-службе вуза на вопросы, как ситуация с уходом профессора из МГУ отразится на его сотрудничестве с ВШЭ и есть/поступали ли жалобы на Князева со стороны студентов.

Также в пресс-службе рассказали, что в 2018 году в ВШЭ был случай, когда против другого преподавателя выдвигались обвинения в "предполагаемом неэтичном поведении по отношению к студенткам". Однако на заседании комиссии учёного совета ВШЭ по академической этике поведение этого преподавателя не было квалифицировано как домогательство.

Сейчас в вузе идёт публичное обсуждение Кодекса этики научно-педагогического работника, в котором предлагается прописать следующее: "Мы не приемлем сексуальных домогательств и принуждения сексуального характера в отношении работников и обучающихся, оказания нежелательных знаков внимания и совершения нежелательных физических контактов в отношении представителей другого или того же пола. Мы не допускаем аморальных действий, нарушающих половую неприкосновенность и половую свободу личности".

Затем идут слова о полном запрете на секс со студентами: "Мы не вступаем в романтические и сексуальные отношения с обучающимися, у которых мы являемся или можем, в соответствии с учебными планами, являться в будущем преподавателями учебных дисциплин, членами оценивающих комиссий или научными руководителями. В случае возникновения таких отношений или существования их в прошлом мы полностью отстраняемся от любых форм образовательного, научного или административного взаимодействия с указанными обучающимися".

Истории из других учебных заведений

Студентка* московской профильной школы, где готовят специалистов в области дизайна, рассказала Metro, что молодой преподаватель ей предлагал фотографироваться обнажённой, а трём её одногруппницам прислал фото своего мужского достоинства: "Это началось после того, как мы сдали его предмет. Условно говоря, девочка спрашивает, как что-то сделать в программе, он отвечает, а часа через четыре, вечером, она получает дикпик (фотографию члена – от англ. dickpic. – Прим. ред.). Никаких предложений девочки не получали. Все такие: иу, ты был абсолютно светлым персонажем, какого хрена? Одна сделала скриншоты и думала распечатать их перед нашей финальной защитой – раскрыть всю эту историю. Но мы с однокурсницей её отговорили. Всё-таки сфера у нас очень мужская, и это могло по ней отрикошетить. У нас же вечно обсуждают жертв харассмента, что "сама виновата".

Больше чем через год собеседница Metro начала видеться с этим преподавателем. По её словам, сначала по-дружески, а потом вступила с ним в сексуальную связь. "При общении я задала прямой вопрос: зачем ты это делал? Он ответил, что был тяжёлый период в жизни, когда он проходил через развод, что он сам об этом сильно жалеет и проработал с психологом, – говорит девушка. – За исключением тех предложений о ню-фотосессии ко мне некрасивого отношения не было. Недавно мы начали сотрудничать как коллеги, и на фоне этого прекратили личные отношения за исключением дружеских. Этот посыл исходил и от него, и от меня".

Проблема приставания к студентам со стороны преподавателей существует не только в России. Другая москвичка рассказала, как её пытался поцеловать пожилой женатый профессор лаборатории в одной из европейских столиц, где она стажировалась как студентка и сотрудница МГУ.

"Он явно со мной флиртовал, но на тот момент мне казалось, что ситуация под контролем. Под предлогом осмотра местных достопримечательностей он пригласил меня погулять во время обеденного перерыва. Во время прогулки он резко остановился и сказал: "А сейчас я тебя поцелую". Я увернулась, ничего не произошло. После мы вернулись в институт, и как ни в чём не бывало разошлись по рабочим местам", – вспоминает девушка.

Жаловаться она не стала, чтобы профессора не уволили: "Я не хочу портить ему карьеру. Если об этом говоришь за границей, то сразу увольнение – даже без разбирательств. Но в тот момент, когда всё произошло, я была в таком шоке, что два дня не выходила из дома. Звонила подружкам и переводила это в юмор. Для дальнейшей работы пришлось выбрать другую лабораторию".

* Героини этой части материала попросили автора не раскрывать имён преподавателей и не связываться с ними. Рассказанные истории произошли в 2017–2020 годах



Запретить нельзя, можно остановить

Опрошенные Metro эксперты имеют разное мнение об эффективности запрета на романтические отношения между студентами и преподавателями.

Cемейный и индивидуальный психолог Мария Михайлова: "Запрещать любые неформальные отношения между студентами и преподавателями я считаю неправильным. Есть много случаев, когда преподаватели и их бывшие студенты создают крепкие и счастливые семьи. Сердцу не прикажешь, влюблённые найдут способы скрыть отношения и обойти правила. На мой взгляд, намного более эффективным было бы упрощение процедуры оспаривания оценок через комиссию, это спасёт не только от сексуальных домогательств, но и от вымогания взяток".

Консультант по построению отношений Алексей Костовский: "Уменьшить количество домогательств данный способ не поможет, а вот напряжение создаст. Я убеждён, что необходимо вести разъяснительную работу именно со студентами, чтобы они чётко осознавали свои права и могли их максимально свободно отстаивать, не прибегая к жёстким мерам, способствующих росту напряжённости во взаимоотношениях между преподавательским составом и обучающимися".

Инструктор по имиджу и этикету Ксения Ферзь: "Учебные заведения имеют полное право учредить протокол, как это делают многие корпорации. Но запретный плод сладок, и у любителей риска это может вызвать интерес к теме. Эффективность будет зависеть от того, что нарушителю будет грозить: предупреждение, увольнение или увольнение с полной остановкой карьеры, когда после инцидента преподавателю будет затруднительно найти место из-за чёрной метки на репутации".

А вы считаете нужным запрещать романтические отношения между преподавателями и студентами?

Поделитесь своим мнением на нашей странице “Вконтакте”.