Первый в Москве памятник, посвященный трагедии Холокоста, будет открыт на предстоящей неделе. Церемония его открытия пройдет в рамках празднования Дня Спасения и Освобождения 26 ияра — еврейского праздника, посвященного победе над нацизмом и приуроченного к капитуляции нацистской Германии. Об этом Агентству городских новостей "Москва" сообщили в пресс-службе Фонда горских евреев "СТМЭГИ", президент которого вице-президент Российского еврейского конгресса Герман Захарьяев был инициатором внесения этой даты в иудейский календарь в 2014 году.

Новый памятник будет посвящен как жертвам Холокоста, так и евреям-героям восстаний в концлагерях и гетто. Конкурс на лучший проект памятника проходил в прошлом году, на него было подано около ста заявок из разных регионов России и из-за рубежа. Победителем экспертный совет конкурса, в состав которого вошел, в частности, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, почти единогласно признал работу скульптора Александра Цигаля и архитектора Евгения Полянцева.
Памятник представляет собой прозрачную подсвечиваемую стелу, установленную на монолитной бетонной плите. В сечении она имеет форму Звезды Давида. Кажущаяся хрупкой стела, как поток света, пробивается сквозь асфальт и бетон, символизируя победу еврейского народа в борьбе за свое право на существование. 
В пресс-службе Фонда "СТМЭГИ" пояснили, что монумент будет открыт на улице Образцова, напротив здания Еврейского музея и центра толерантности. В открытии мемориала, как ожидается, примут ведущие российские государственные деятели, а также представители израильского правительства и кнессета, приехавшие в российскую столицу на торжества в честь Дня Спасения и Освобождения. Среди гостей также будут раввины и руководители еврейских организаций, ветераны и молодежь.
«Хотя около половины жертв Холокоста были гражданами нашей страны, в Москве до сих пор не было отдельного памятника, посвященного этой трагедии и ее жертвам, — цитирует пресс-служба Германа Захарьяева. — Есть лишь бюсты нескольких Праведников народов мира во дворе Библиотеки иностранной литературы и мемориальная доска на здании, где во время войны располагался Еврейский антифашистский комитет». 
День Спасения и Освобождения — молодой еврейский праздник, посвященный прежде всего воинам-освободителям Красной армии и армий стран антигитлеровской коалиции, спасших еврейский народ от полного уничтожения. В этом году праздник будет отмечаться уже в пятый раз. Он приурочен к капитуляции нацистской Германии и в еврейском календаре установлен на 26 ияра (день и месяц, совпадающие с 9 мая 1945 года). В этом году эта дата выпадает на 31 мая. Торжественные акции и молитвы в честь этого праздника пройдут в конце мая более чем в 40 синагогах и общинных центрах Москвы и других городов России. В столице состоится традиционное возложение венков к Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду, праздничные церемонии в Московской хоральной синагоге, Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще, других синагогах Москвы. По ежегодной традиции, президент России Владимир Путин направляет в этот день свое поздравительное обращение к еврейской общине. 
Число городов, где отмечают День спасения и освобождения, ежегодно растет по всему миру. Помимо России и Израиля, молитвы и праздничные церемонии состоятся в этом году в Австралии, Австрии, Азербайджане, Аргентине, Белоруссии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Грузии, Италии, Канаде, Китае, Молдавии, Нидерландах, Польши, США, Тунисе, на Украине и во Франции. ​
Герман Захарьяев рассказал Metro о традициях, связанных с праздником.
Праздник появился в 2014 году, но за эти годы наверняка уже сложились связанные с ним традиции. Какие?​ Как принято его отмечать, т.е. что делают в этот день?​ Что надевать в этот день?​ Какие требования к праздничной трапезе?​ Семейный ли это праздник или скорее для взрослых и пожилых членов семьи? Как он будет развиваться дальше?
- Конечно, это новая дата, и поэтому традиции отмечать пока складываются. Очень сложно добавлять такие традиции, потому что они требуют согласования с многими религиозными авторитетами. В честь этого праздника каждый год мы собираемся на молитву, которая в этот день дополняется особыми Псалмами и ещё одной новой молитвой, написанной специально для этого дня. После ее прочтения мы зажигаем три свечи: первую - в честь солдат воевавших за наше спасение; вторую - в память о погибших в годы войны; третью - во славу Всевышнего, по воле которого мы были спасены. Кроме того в утреннее или дневное время мы посещаем памятники и возлагаем цветы в честь воинов победителей. Особой формы одежды в этот день не предусмотрено, а что касается трапезы, то здесь должен быть накрыт праздничный стол с изобилием, чтобы подчеркнуть символичность выхода из условий голода в концлагерях. Естественно, это должен быть семейный праздник для всех членов семьи, но прежде всего для подрастающего поколения, так как именно их существование стало результатом этого спасения и именно они должны знать и потом передать эту память своим детям и внукам.