Мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев и генеральный директор ОАО “РЖД” Олег Белозеров открыли после реконструкции конечную станцию МЦД-2 “Курско-Рижский” – “Нахабино”. Они отметили, что это хороший подарок ко Дню железнодорожника, отмечать который страна и город готовятся отметить в воскресенье, 2 августа.

“Миллионы людей перемещаются на пригородном транспорте. Если бы этого не было, я думаю, наступил бы коллапс. Для Москвы это очень важно. Работа, которую проводят Российские железные дороги, стала частью городской инфраструктуры, неотъемлемой частью города. Сегодня открываем замечательный вокзал – “Нахабино”. Это конечная точка – Нахабино – Подольск МЦД. Важнейшее направление”, – сказал Сергей Собянин.

Он отметил, что с момента открытия МЦД прошло менее года, но за это время было построено или реконструировано 13 станций, которые по своим масштабам сопоставимы с вокзалами.

“С начала запуска проекта было перевезено уже 80 млн пассажиров. В дальнейшем мы планируем вместе с Российскими железными дорогами, с коллегами из Подмосковья построить еще 14 вокзалов”, – уточнил мэр столицы.

Работы по реконструкции станции “Нахабино” велись круглосуточно по специальной технологии – без остановки движения поездов. Работы заняли меньше двух лет. В итоге построен новый пригородный вокзал Подмосковья. Его площадь – 8,5 тыс. кв. метров. В соответствии с новым московским стандартом обустройства остановочных пунктов наземного метро станция “Нахабино” оборудована комфортной кассовой и турникетной зонами, светодиодным освещением, электронными табло, стойками экстренной связи, видеонаблюдением, системой пожарной сигнализации и санузлами. На станции возвели две островные платформы с навесами на всю длину и надземный пешеходный переход, который обеспечивает выходы по обе стороны железнодорожных путей.

Благодаря реконструкции пропускная способность станции “Нахабино” выросла почти в три раза – с 3,5 тыс. до 10 тыс. человек в час. По подсчетам специалистов, в 2020 году станцией будет пользоваться 21 тысяча пассажиров в сутки, а в 2025 году – уже около 30 тысяч человек. Ожидается, что через несколько лет ежегодный пассажиропоток “Нахабино” может достигнуть 10,5-11 млн человек.

Кстати, с открытия МЦД на них построены уже пять новых станций, завершена реконструкция восьми действующих станций, а на семи станциях – продолжается. В планах на ближайшее годы – завершить строительство еще семи новых станций. В их числе три станции МЦД-1 – “Петровско-Разумовское”, “Илимская” и “Дмитровская”, и четыре станции МЦД-2 – “Марьина Роща”, “Котляково”, “Печатники” и “Щукинская”, которая заменит станцию “Покровское-Стрешнево”. В итоге к 2024 году количество станций на двух диаметрах должно увеличиться до 66, а количество пересадок – до 27.


Справка: станция Нахабино

Расположена в одноимённом посёлке городского типа Московской области с населением порядка 50 тыс. человек. До начала реконструкции она представляла собой классическую остановку пригородных электричек с минимальным комфортом для пассажиров – две платформы, которые соединял морально и технически устаревший пешеходный мост.

Чтобы сесть на поезд или перейти через железнодорожные пути, пассажирам приходилось взбираться по лестнице вверх и затем спускаться на платформу, проходя всего через два турникета. Когда-то пропускной способности пешеходного моста было достаточно, но в последние годы он превратился в узкое горлышко, где в часы пик постоянно возникали большие скопления людей.

На станции возвели 2 современные островные платформы с навесами на всю длину (264 м), защищающими пассажиров от дождя, снега и палящего солнца, и надземный пешеходный переход (конкорс). Общая площадь новой инфраструктуры составляет 8,5 тыс. кв.м.

Конкорс обеспечивает выходы по обе стороны железнодорожных путей на улицы Вокзальная, Станционная и Институтская. В отличие от старого моста – подняться на него и спуститься на платформы пассажиры могут с помощью 8 эскалаторов и 4 лифтов.

На станции создана безбарьерная среда для маломобильных граждан – пожилых людей, мам с колясками и пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

В соответствии с новым Московским стандартом обустройства остановочных пунктов наземного метро МЦД станция Нахабино была оборудована комфортной кассовой и турникетной зонами, светодиодным освещением, электронными табло, стойками экстренной связи, видеонаблюдением, современной системой пожарной сигнализации и санузлами.

В рамках проекта на прилегающей территории улучшено уличное освещение, созданы разворотная площадка наземного городского пассажирского транспорта и парковка на более 300 машиномест.

Важнейшей частью проекта стало строительство в районе следующей за Нахабино станции Малиновка парка отстоя и экипировки поездов, включающего 4 тупиковых пути общей длиной 2,1 км, пешеходный переход длиной 62 м и технические сооружения. Парк отстоя обеспечит бесперебойное движение поездов по всему диаметру МЦД-2.

Созданный благодаря реконструкции запас пропускной способности станции позволит реализовать проекты развития прилегающей территории. Согласно прогнозу Правительства Московской области, к 2030 г. население посёлка Нахабино может вырасти в 3 раза – до 150 тыс. человек.

Отметим также, что благодаря запуску МЦД жители Нахабино, ранее ездившие в Москву на автомобилях, ежедневно экономят на дороге до 40 минут. К примеру, доехать по МЦД-2 от Нахабино до метро "Рижская" можно примерно за 1 час. В часы пик на личном автомобиле эта поездка займет около 1,5 часов.


МЦД – крупнейший транспортный проект Московского региона

Движение по первым Московским центральным диаметрам было открыто 21 ноября 2019 г.

Благодаря запуску МЦД и новой билетной системе автомобилисты, пересевшие с личных автомобилей на МЦД, экономят до 44 минут в пути в сутки, а также до 75% расходов на проезд на определенных маршрутах (совокупно пассажиры МЦД смогут сэкономить до 7 млрд. рублей в год).

До начала пандемии пассажиропоток на двух диаметрах составлял 537 тыс. пассажиров в сутки (D1 – 250 тыс., D2 – 287 тыс.),

6 марта 2020 г. пассажиропоток достиг рекордных 568 тыс. поездок – на 15% больше, чем 6 марта 2019 г., когда по тем же маршрутам ходили обычные электрички.

Во время пандемии пассажиропоток МЦД снизился на 65-70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а после снятия ограничений постепенно восстанавливается до прежних масштабов. В настоящее время он составляет более 405 тыс. пассажиров в сутки.

Всего с момента запуска поезда МЦД перевезли более 80 млн. пассажиров.

Сегодня D1 и D2 – это 132 км и 60 станций, с 20 из которых можно пересесть на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги.

Продолжается их комплексное развитие, в т.ч. строительство новых и реконструкция действующих станций, формирование современных ТПУ и благоустройство прилегающих территорий.

С момента открытия МЦД на них построены уже 5 новых станций: Славянский бульвар на D1 и Пенягино, Волоколамская, Остафьево и Курьяново на D2.

Завершена реконструкция 8 действующих станций, включая 6 станций D1 – Фили, Немчиновка, Одинцово (1 этап), Рабочий посёлок, Сетунь и Ново¬дачная и 2 станции D2 – Опалиха и Нахабино.

В ближайшие годы планируется завершить строительство ещё 7 новых станций, включая 3 станции МЦД-1 – Петровско-Разумовская, Илимская и Дмитровская и 4 станции МЦД-2 – Марьина Роща, Котляково, Печатники и Щукинская, которая заменит станцию Покровское-Стрешнево. Таким образом, к 2024 г. количество станций на двух диаметрах должно увеличиться до 66, а количество пересадок – до 27.

Работы по реконструкции продолжаются на 7 станциях, включая 5 станций D1 – Долгопрудная, Тимирязевская, Баковка, Одинцово (2 этап) и Лобня и 2 станции D2 – Каланчевская и Подольск.


МЦД-2

В рамках подготовки к началу движения на D2 была проведена комплексная реконструкция железнодорожной и пассажирской инфраструктуры:

1) В 2017-2018 гг. были реконструированы III и IV главные пути на участке Царицыно – Подольск, что позволило увеличить размеры движения пригородных поездов на 40 пар (+48%), в т.ч. запустить 19 дополнительных пар ускоренных пригородных поездов на данном участке.

2) Обеспечена интеграция Курского и Рижского направлений с Московским центральным кольцом: построен новый, современный остановочный пункт Новохохловская и реконструирован остановочный пункт Стрешнево (Ленинградская). Для пассажиров обеспечена пересадка в сухом контуре.

3) Построены новые остановочные пункты Волоколамская, Пенягино, Остафьево и Курьяново.

4) Завершена реконструкция остановочных пунктов Опалиха и Нахабино.

В настоящее время идет реконструкция участка Курская – Каланчевская (включая строительство III и IV главных путей), а также строительство остановочных пунктов Щукинская и Печатники, реконструкция станции Подольск.

Завершается проектирование конкорса на станции Щербинка.