Городские доплаты в Москве в период пандемии в размере 25 тыс. рублей в месяц получат те соцработники, кто непосредственно работает с гражданами. Об этом заявил мэр столицы Сергей Собянин в ходе встречи с работниками центров социального обслуживания (ЦСО) и волонтерами проекта “Мой социальный помощник” в центре “Моя карьера” на ул. Сергия Радонежского.
 
“Вы знаете, что президент Российской Федерации Владимир Путин озвучил меры поддержки социальных работников, доплаты врачам в ковидных и нековидных стационарах. <….>  25 тыс. руб. будут получать все социальные работники, находящиеся как в учреждениях, так и в ЦСО, которые оказывают услуги. Это очень важно”, – сказал градоначальник.
 
Решение о доплатах будет принято в ближайшие дни.
 
“Тяжелые условия работы, связанные с режимом, и с какими-то внутренними ограничениями, и со средствами санитарной защиты, в которых они постоянно находятся. И все равно это огромные риски и психологическая нагрузка. Необходима не только федеральная поддержка, но и городская. Мы её обеспечим, и в ближайшие дни такое решение будет принято”, – уточнил Собянин.
 
Он также поблагодарил социальных работников и волонтеров за их труд в период пандемии, которая возложила огромную дополнительную нагрузку и ответственность на плечи работников соцслужбы.

“Благодарю вас всех за такую удивительную, душевную работу, которую вы ведете. Это действительно уже не столько штатные обязанности, а работа от души, от сердца”, – отметил мэр Москвы.
 
Городские доплаты в размере 25 тыс. руб. будут получать социальные работники, которые осуществляют надомное обслуживание и трудятся в стационарных учреждениях. Выплачивать эти деньги будут в течение трёх месяцев – с 15 апреля по 15 июля 2020 года в дополнение к федеральным выплатам.

Напомним, ранее президент России Владимир Путин установил для соцработников специальную федеральную доплату на три месяца – с 15 апреля по 15 июля. Для врачей, которые работают в социальных учреждениях, доплата составит 40 тыс. рублей за двухнедельную смену. В случае, если они непосредственно оказывают помощь больным, заражённым коронавирусом, – 60 тыс. рублей. Для социальных и педагогических работников, среднего медицинского и административного персонала размер доплаты составляет 25 тыс. рублей. А если они работают с заболевшими людьми – 35 тыс. рублей. Для младшего персонала – 15 и 20 тыс. рублей соответственно. Для технического персонала – 10 и 15 тыс. рублей.

Как изменилась работа социальных работников во время пандемии

Противодействие коронавирусной инфекции потребовало полной перестройки работы городских социальных служб, которая была проведена в течение двух недель в феврале-марте. Районные центры социального обслуживания, программа "Московское долголетие" и другая очная работа ЦСО были переведены в дистанционный формат. Неотложные социальные услуги – обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, выдача электронных социальных сертификатов – также были переведены в дистанционный формат. При этом было сохранено надомное социальное обслуживание для всех 128 тыс. москвичей, которые получали эту услугу до пандемии.

“Но самое главное – городские социальные службы разом получили 1,9 млн. потенциальных новых клиентов. Это все москвичи в возрасте старше 65 лет и граждане с хроническими болезнями. Все они вынуждены соблюдать режим полной самоизоляции, а значит, помочь им в этот трудное время – задача соцработников, – говорят в пресс-службе мэра. – Разумеется, в большинстве случаев заботу о пожилых и хронически больных людях взяли на себя их родственники, друзья и соседи. Но в случае отсутствия близких людей рядом на помощь приходят социальные работники и волонтеры”.


Помочь через колл-центр

В рамках проекта "Мой социальный помощник" жители Москвы, находящиеся в режиме самоизоляции, могут позвонить в единый колл-центр по телефону 8-495-870-45-09 и оставить заявку на получение необходимой социальной помощи. 370 операторов колл-центра принимают звонки ежедневно с 8.00 до 21.00.

За полтора месяца самоизоляции горожане звонили в колл-центр более 1 млн. раз и оставили заявки на получение более 370 тыс. услуг. В настоящее время 89% заявок уже выполнены, остальные находятся в работе. Как правило, наиболее востребованные заявки выполняются в течение дня.


Наиболее востребованные услуги:

  • 134 тыс. заявок – покупка и доставка на дом лекарств,
  • 97 тыс. заявок – покупка и доставка на дом продуктов,
  • 83 тыс. заявок – оформление выплат в период самоизоляции,
  • 20 тыс. заявок – доставка на дачи дров и угля по льготным ценам,
  • 10 тыс. заявок – покупка и доставка товаров первой необходимости,
  • 10 тыс. заявок – помощь для домашних животных (выгул домашних животных, доставка корма, устройство четвероного любимца при госпитализации хозяина)
  • 17 тыс. заявок – другие жизненно необходимые услуги (вынос мусора, доставка технических средств реабилитации и абсорбирующего белья и др.). 

Каждая заявка проходит автоматическую проверку на наличие у заявителя подтвержденного диагноза COVID-19. Если диагноз отсутствует, то заявка направляется в ЦСО района по месту фактического проживания заявителя. В течение нескольких часов сотрудник ЦСО связывается с человеком, уточняет детали заказа и удобное время доставки. Далее информация передается социальному помощнику на исполнение.

Если у заявителя имеется подтвержденный диагноз COVID-19, заявка направляется в личный кабинет штаба по работе с заболевшими. В этом случае социальные помощники доставляют необходимые продукты, товары первой необходимости, лекарства и др. до подъезда, где их в защитной одежде встречают волонтеры Красного Креста или волонтеры, которые переболели и сдали тест на наличие иммунитета к заболеванию. Они забирают товары и осуществляют доставку до двери. Таким образом выполнено уже 1400 заявок о помощи гражданам, заболевшим COVID-19.

Помимо выполнения заявок сотрудники колл-центра консультируют граждан по различным вопросам, связанным с пандемией, а также оказывают психологическую помощь. Непосредственно в колл-центре работает 30 психологов, удаленно – еще порядка 300 специалистов.

Выполнение заявок горожан осуществляет команда проекта "Мой социальный помощник", в которую вошли 9 500 штатных сотрудников ЦСО и 1 400 волонтеров. В обычное время сотрудники соцзащиты оформляли социальные выплаты, работали с пожилыми людьми в программе "Московское долголетие", предоставляли различные социальные услуги. Сегодня социальные помощники стали добрыми ангелами-хранителями для москвичей, которые должны оставаться дома. 

Кто набирает и обучает волонтёров

Волонтерский штаб проекта "Мой социальный помощник", координирующий работу 1 400 социальных волонтеров, был создан на базе центра занятости "Моя карьера".



Система набора, обучения и сопровождения волонтёров включает нескольких этапов:

  • 1) Запись через горячую линию и сайт "Я дома".
  • 2) Собеседование с профессиональным психологом-консультантом для определения мотива участия в проекте (специальная анкета для проведения собеседования, 70 специалистов-психологов из партнёрских НКО, 6 тыс. собеседований).
  • 3) Дистанционное обучение с тематическими блоками о пандемии коронавируса, оказании бесконтактной помощи, основах социального волонтерства.
  • 4) Правила и инструкции по каждому виду помощи:
  •         – инструкции по бесконтактной доставке на дом продуктов питания, лекарств, товаров первой необходимости, корма для животных;
  •         – инструкция по выгулу собак. Для ее разработки было привлечено профессиональное сообщество кинологов (Российская кинологическая федерация, Центр реабилитации животных "Юна", приют для собак "Красная сосна").

Кроме того, к проекту "Мой социальный помощник" присоединилось более 50 некоммерческих организаций, благотворительных фондов, коммерческих компаний и частных благотворителей, которые предоставили продукты питания, антисептики, транспортные карты, топливные карты, помогали развозить продуктовые наборы и выгуливать собак.

Начиная с 17 апреля 2020 г. в Москве открыт колл-центр для связи с москвичами, переболевшими COVID-19. Операторы связываются с ними, предлагая стать волонтерами, работающими с инфицированными людьми, либо донорами плазмы. Согласие быть волонтерами уже выразили 361 человек, сдали кровь на наличие антител (без которых невозможно быть волонтером) – 97 человека. Более 1000 переболевших согласились на донацию плазмы, из них уже сдали плазму  225 человек.

Как развлечься или получить новые знания

В марте 2020 г. был создан портал "Я дома. Агрегатор добрых дел", содержащий специальный раздел для людей, заболевших COVID-19, в котором собраны все возможные способы помощи: службы доставки продуктов питания, лекарств, советы профессионалов, ответы на часто задаваемые вопросы и многое другое.

А еще на сайте "Я дома" сформирована подборка онлайн-ресурсов, позволяющих москвичам не только скрасить одиночество во время карантина, но и получить новые знания и компетенции. Многие горожане и представители бизнес-сообщества выступили со своими инициативами, разместив на сайте "Я дома" многочисленные бесплатные курсы и мастер-классы по обучению иностранным языкам, компьютерной грамотности, занятиям йогой, рисованию и иным досуговым занятиям и хобби.

В период пандемии психоневрологические интернаты и пансионаты для ветеранов труда, а также центры содействия семейному воспитанию закрылись на самоизоляцию. Массовые мероприятия в них временно не проводятся. Однако для общения с родными и близкими теперь широко используется интернет, активно осваивают мессенджеры. А развлекательные и обучающие мероприятия при помощи волонтеров были частично переведены в онлайн-формат.

Сотрудники этих учреждений перешли на 14-дневный вахтовый метод работы, поделились на смены, разместились в самих учреждениях. Учреждения полностью обеспечены антисептиками и средствами индивидуальной защиты, УФ-облучателями и дезарами. Персонал носит защитную одежду, маски и перчатки.