В понедельник, 13 ноября, первый заместитель министра энергетики России Алексей Текслер был допрошен в качестве свидетеля по делу экс-министра экономразвития Алексея Улюкаева, передаёт корреспондент Metro из зала Замоскворецкого суда.

Летом 2016 года Текслер возглавлял совет директоров госкомпании "Башнефть". По версии обвинения, 14 ноября 2016 года Улюкаев получил от главы "Роснефти" Игоря Сечина $2 млн в качестве взятки за положительное заключение Минэкономразвития на сделку по приобретению пакета акций "Башнефти".

Защиту и обвинение интересовали причины, по которым в августе 2016 года Текслер, исполняя поручение вице-премьера Аркадия Дворковича проработать вопрос о приватизации "Башнефти", дал отрицательное заключение по поводу участия в нём компаний, которые прямо или косвенно контролируются государством (в их число входит и "Роснефть"). Чиновник ответил, именно исходя из нецелесообразности такого рода сделок Министерству энергетики и было поручено проработать вопрос о приватизации "Башнефти". Кроме того Текслер вспомнил указ президента России Владимира о долгосрочной государственной экономической политике с посылом ограничить участие госкомпаний в приватизации федеральной собственности.

Отвечая на вопросы адвоката экс-министра Виктории Бурковской свидетель заявил, что Улюкаев не пытался повлиять на это решение Минэнерго. А прокуроры попросили Текслера оценить сделку, которая состоялась в октябре 2016 года вопреки позиции его ведомства.

– Как вы на сегодняшний день оцениваете, как замминистра энергетики, размещённую сделку, в связи с которой компания "Роснефть" приобрела акции компании "Башнефть"?, – поинтересовался один из гособвинителей.

– Будем считать, что это хорошая сделка, – высказался Текслер, отметив, что "Роснефть" действует стратегически и развивает новый актив.

После него стороны допросили Ивана Безменова – заместителя директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития. Он заявил, что в первой половине 2016 года Улюкаев, другие сотрудники Минэкономразвития и представители "Башнефти" без протокола провели совещание по поводу возможного участия в её приватизации иностранных и государственных компаний. Первый вариант признали нецелесообразным, в отношении госкомпаний "никаких конкретных решений принято не было", припомнил Безменов.

Затем прокурор Борис Непорожный выяснил у свидетеля, что ему неизвестны мотивы, по которым Улюкаев вычеркнул из доклада правительству заключительный абзац с "существенной информацией" о том, что участие "Роснефти" в сделке придаст "дополнительный конкурентный стимул" и позволит сделать максимальной стоимость акций "Башнефти". Безменов был одним из авторов этого утверждения, и Улюкаев в свою очередь спросил, основывалось ли оно на экономических расчётах.

– Не помню, – признался его бывший подчинённый.

После него в зал зашёл третий и последний на сегодня свидетель – Сергей Волченков. Он занимает должность ведущего советника отдела информационных технологий одного из департаментов Минэкономразвития. Волченков рассказал, как во время предварительного расследования он копировал на флешку и передавал следователям электронную служебную переписку Улюкаева за несколько лет, что тот работал в ведомстве. Флешка утеряна и её нет в материалах дела, поэтому адвокат Тимофей Гриднев поинтересовался, можно ли сейчас снова скопировать переписку на флешку.

– Боюсь, что уже, наверное, нет. Если человек увольняется по каким-то причинам, то его блокируют, и переписка ещё живет на сервере дней 30. Потом всё, потому что это место занимает, – пояснил специалист.

На этом очередное заседание по делу Алексея Улюкаева завершилось. Следующее состоится 15 ноября.