Metro поговорило с известным геронтологом Обри ди Греем, который 19 июля на московской конференции Future in the City расскажет всем желающим, как "отменить старение".
– Сколько вам лет? Из-за бороды непонятно.
– Мне 55. Я ношу бороду, потому что меня попросила бывшая жена. В 1995 году начал отращивать, и мне нравится.
– В России считается, что это довольно молодой возраст. А сколько максимум, по-вашему, могут жить люди?
– Я думаю, что у людей, родившихся недавно, в этом веке, есть все шансы прожить много сотен лет.
– Как это станет возможно?
– Мы добьёмся этого, устраняя поломки. Человеческое тело – это механизм, который всю жизнь наносит себе ущерб. Так же, как, скажем, автомобиль, ржавеющий со временем. Но если машину чинить, то она прослужит столько, сколько вам нужно: некоторым винтажным автомобилям по 100 лет, хотя они были рассчитаны на десять.
– Разве это хорошая аналогия? Мы всё-таки не автомобили.
– Конечно, тело устроено сложнее автомобиля. Но это не рушит аналогию, а означает, что устранить ущерб в теле сложнее. Вот почему мы пока не умеем этого делать.
– Какими методами можно "устранить ущерб"?
– Есть шесть разных видов ущерба, которые мы считаем важными. Например, ущерб от отходов жизнедеятельности организма, которые накапливаются в нас. Следствие этого – атеросклероз. Его причина – жир, скапливающийся в белых клетках крови. Определённые виды молекул отравляют их. Эти молекулы – окисленный холестерин. Мы нашли бактерию, c помощью ферментов которой можно от него избавиться, и создали компанию, которая развивает эту технологию. Если нам повезёт, через несколько лет проведём клинические испытания, которые позволят забыть о проблемах от окисленного холестерина.
– А что можно делать в повседневной жизни, чтобы жить дольше?
– Людям нужно стараться максимально увеличить свои шансы быть живыми и здоровыми к тому времени, когда лечение, над которым мы работаем, станет реальностью. Есть два способа. Первый – вести здоровый образ жизни. Здесь всё, что я могу посоветовать, вам уже знакомо: не курите, следуйте советам вашей мамы. Второй – приблизьте время, когда эта терапия станет доступной. Для этого нужно поддерживать исследования. Так что, если у вас много денег, делайте пожертвования. (Смеётся.)