Metro узнало у москвоведа Филиппа Смирнова историю единственного оставшегося в столице троллейбусного маршрута "Т" и поговорило с его первыми пассажирами.

С 8:30 до 20:00 от остановки "Новорязанская улица" в сторону площади трёх вокзалов  каждые 10–20 минут отправляется современный "рогатый" транспорт. Пока на кольцевом маршруте, который в знак уважения к этому виду транспорта останется в городе навсегда, работает два  низкопольных троллейбуса.

"В дальнейшем планируется, что на маршрут выйдут ретротроллейбусы", – говорится на сайте "Мосгортранса".

Троллейбус называется музейным ещё и потому, что специалисты Музея транспорта Москвы, который скоро откроется на Новорязанской улице, будут отвечать за то, чтобы поездки на ретротроллейбусах были интересными и познавательными.

Эксперименты в парке
Тем, кто не живёт по пути следования "вечного" троллейбуса, удобнее всего сесть на него на остановке рядом  со станцией метро "Комсомольская". Но, чтобы поездка началась с погружения в историю этого вида транспорта, лучше пройти минут восемь до остановки "2-й троллейбусный парк" и сначала осмотреть здания, построенные в 1910-х годах для размещения там Рязанского трамвайного депо. Название оно переняло у Рязанского вокзала – такое имя до 1894 года носил Казанский вокзал. Когда трамваи из этой части города убрали, в зданиях разместился 2-й троллейбусный парк, рассказал Metro заместитель председателя комиссии по культуре и историческому наследию Общественной палаты города Москвы, главный редактор журнала "Московское наследие", историк Москвы Филипп Смирнов.

– Парк был сформирован как своего рода экспериментальная площадка для внедрения различных видов троллейбусов на улицах Москвы. Когда появлялась новая "машина", она сначала должна была пройти обкатку в этом парке на одном из маршрутов, например на 24-м. Это касалось и двухэтажного троллейбуса, и грузовых троллейбусов во время войны, и сочленённого. И из этого парка на проспект Мира выезжали зелёные с бежевым выставочные троллейбусы "В", доставлявшие людей в отдалённые уголки огромной территории ВДНХ.

Редкие пассажиры
В будний день утром на музейном маршруте почти нет людей. Проделав два круга в качестве единственных пассажиров, мы с фотографом Васей шутим, что здесь можно устраивать фотосессии и свидания. Но вот на Новорязанской улице в троллейбус быстро заходит пожилая женщина в очках с большими стёклами и присаживается у окна. Она представляется Наталией Казимировной и рассказывает, что "выросла с троллейбусами":

– Я долго жила в доме на Новорязанской лице, а сейчас еду к метро от родственницы. Когда-то ночью троллейбусы стояли вдоль улицы – в парке было мало места. И в непогоду, когда дождик или снег, мы с друзьями аккуратненько открывали двери и забирались в троллейбусы. Немного жалко, что их сейчас сняли. Мы очень радовались, что этот маршрут оставили.

А вот курьер Евгений не сразу понял, что попал в музейную "машину". Молодой человек только от нас узнал, что больше троллейбусов в Москве не осталось:

– Я просто посмотрел через приложение, и этот мне подошёл: нужно проехать четыре остановки. Печалька, конечно, но изменения понятны. Может быть, детям покажу этот троллейбус, если они у меня будут.

"Музейный маршрут – аттракцион, который неслучайно проложили в этой части города".
Филипп Смирнов, историк Москвы

20 минут занимает целиком поездка на троллейбусе "Т", где действуют те же тарифы, что и на других видах наземного транспорта.


Пять объектов маршрута "Т"

По просьбе Metro историк Москвы Филипп Смирнов рассказал, на что обратить внимание из окна в поездке по новому маршруту.

Башня Казанского вокзала
Творение Алексея Щусева похоже на архитектурный символ Казани – башню Сююмбике.

Первый московский вокзал
В середине 19-го века по проекту Константина Тона (он же автор храма Христа Спасителя) построено здание Ленинградского вокзала.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе
Эта церковь у подъездных путей Казанского вокзала осталась от поселения, включённого в состав Москвы в 1806 году.

Богоявленский собор в Елохове
Это кафедральный собор долгое время был главным в Москве. В 1845 году он построен на месте  церкви, где крестили А. С. Пушкина.

Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице
В режиме спутника в навигаторе  видно, что дом № 27 1920-х годов постройки имеет форму полукруга – для проезда машин без задней передачи