Сотрудницы шести московских музеев рассказали Metro, как стали следить за искусством и зачем для этого нужна выносливость

Когда Диана Васильева поступала на факультет теории искусств в университет имени Косыгина, многие над ней подшучивали.
– Говорили, что когда я выучусь и получу диплом, то буду бабушкой, которая сидит в музее и смотрит за картинами. Вот я уже достигла этого уровня и очень этому рада, – улыбается 20-летняя Диана, встречая нас в музее современного искусства "Гараж".

Не те, кем кажутся
На собеседовании девушку спрашивали, что она будет делать, если придётся стоять 5,5  часа подряд – столько в "Гараже" длится смена смотрителя. По желанию можно отработать две смены – тогда получается аж 11 часов.
– Тогда я смутилась и не знала, что ответить, – вспоминает Диана.
Теперь она знает, что смотрителю всегда есть чем себя занять.
Об этом говорит и Людмила Овчинникова, которая уже больше 10 лет работает в Историческом музее. Проворным шагом 70-летняя смотрительница поднимается по лестнице в один из шести вверенных ей сегодня залов и без малейших признаков одышки  говорит:
 – Бывает представление, что смотрительницы – это сотрудницы, которые сидят где-то в уголочке и наблюдают, но нам надо быть очень выносливыми, потому что за день мы проходим по несколько километров.

"У нас есть комната, где мы можем поесть и отдохнуть на диванчиках".
Диана Васильева, 20 лет, смотрительница музея "Гараж"


Главные экспонаты
Бежим мы посмотреть на любимую витрину Людмилы  Сергеевны – с берестяными грамотами, найденными в Нижнем Новгороде. Почти у всех смотрителей музеев есть любимчики!
– Меня сочтут очень странной, но я обязательно здороваюсь с колодцем, найденным на территории Кремля в XV веке. Он самый, на мой взгляд, незащищённый экспонат, – делится с Metro 29-летняя Марина Бессонова, смотрительница Музея Москвы. –  Я трясусь над ним и говорю: "Так, спокойно, мы справимся с наплывом".
Сотрудница ГМИИ имени Пушкина Наталия Борисова проводит нас к слепкам с фигур ветхозаветных царя и царицы, сделанных во Франции в XII веке:
– Они архаичные, очень простые, но тем и хороши. Когда мы ходим, ходим по музею, и вдруг перед нашим взором встают эти две прекрасные скульптуры, они заставляют суету остановиться.
Смотрительница Музеев Московского Кремля Нина Саватеева больше всего любит работать в Успенском соборе:
– Заходишь туда – и сердце прямо раскрывается, там тепло, хорошо и светло. Очень люблю Владимирскую икону Богоматери тоже в Успенском соборе.

2 дополнительных перерыва помимо обеденного есть у смотрителей музеев. Они длятся от 5 до 15 минут. 

Через любовь к поэзии
Всех смотрительниц объединяет любовь к культуре. Москвичка Галина Одинцова начала новую – литературную – страницу своей жизни в здании Государственного музея А. С. Пушкина на Пречистенке после того, как всю жизнь проработала экономистом.
– Это сухая работа с цифрами и отчётами, не совсем творческая. А я всегда любила читать, и Пушкин – мой любимый поэт. Другой музей я даже не рассматривала, – рассказывает 71-летняя Галина Владимировна.

Про разных посетителей
Оказалось, что во все музеи, которые мы обошли, регулярно заходят люди в плохом настроении. Таких смотрители стараются ободрить улыбкой и добрым словом. Но в памяти остаются другие гости, говорит Людмила Сергеевна из Исторического музея:
– Запомнилась семейная пара, которая только-только вышла на пенсию и получила удостоверения. Они были так рады и счастливы, что теперь могут по льготной цене посещать все музеи страны и нашего города!