На выставке "Владимир Маяковский. Там и у нас", открывшейся в Москве, можно увидеть редкие фото поэта и придуманные им рекламные плакаты

К 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского в деревянном Доме Остроухова в Трубниках открылась экспозиция, посвящённая путешествиям поэта. Про одну из его первых поездок – в Берлин на выставку советского искусства в 1922 году – рассказывает нарисованный Маяковским плакат "Посадкой заведует политтройка!" из серии "Окна РОСТА".  Три пальца на нём символизируют политработников, которые просят демобилизованных красноармейцев "не толпиться стадом" у дверей поездов, а культурно занимать свои места.

– Красный цвет ассоциируется с советской властью, поэтому все рабочие, советские граждане обозначены красным, чтобы все, кто не мог читать, это идентифицировали,  – пояснила Metro куратор Марина Краснова.

В следующем, 1923, году  Маяковский с Лилей Брик и писателем Виктором Шкловским поехал на немецкий курорт Нордерней наслаждаться пляжным отдыхом. На память остались забавные снимки поэта, позирующего в волнах в слитном мужском купальнике, и стихотворение, в котором Маяковский описывает  Нордерней как "дыру,     ни хорошую, ни дрянную".

Гораздо больше поэт любил Париж – там он бывал шесть раз. В 1920-е годы поэт привёз оттуда своему другу, художнику Александру Родченко конденсатор для самодельного радиоприёмника.

Это сейчас привезти гаджет из Европы несложно, а тогда Маяковскому пришлось прибегнуть к хитрости. Он боялся, что на таможне конденсатор отберут, и поэтому на всякий случай купил два:

– Один вёз в багаже, а другой на всякий случай – в кармане.

Позже Родченко передал этот "гаджет" в Государственный музей Маяковского. Увидеть его и другие редкие экспонаты выставки "Владимир Маяковский. Там и у нас" можно до 10 октября.

Прорывная реклама сосок для детей

В 1925 году Маяковский и художник Александр Родченко представляли на выставке в Париже этот плакат с рекламой изделий производства Резинотреста. Они разработали его вместе.
По словам куратора выставки Марины Красновой, Маяковского за границей во многом воспринимали именно как рекламщика. Он ставил рекламу наравне с искусством и серьёзной поэзией, говорил, что она создаёт "вещам" имя так же, как хорошие художники создают имя себе.

 – Во времена Маяковского это вызывало огромные ссоры, – добавляет специалист, – считалось, что настоящий поэт не может работать над рекламой – это несерьёзно.