Бывший столичный градоначальник Юрий Лужков придавал большое значение социальному блоку, сказал Metro председатель комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников, который работал в Мосгордуме при Лужкове и лично его знал.

Лужков скончался на 84-м году в жизни в Германии после кардиохирургической операции. Он был мэром Москвы более 18 лет, заступив на этот пост в 1992-м году.

– Я бы выделил наши региональные социальные доплаты к пенсиям. Они так и назывались, хотя с точки зрения закона это не совсем точно. Законы об этих надбавках принимала Мосгордума, но инициатива, действительно, была от мэра города. Эти надбавки последовательно повышаются, – подчеркнул Семенников. – Второе – это бесплатный проезд на всех видах транспорта по социальной карте москвича. Эта мера поддержки, которой мало какой мегаполис, сравнимый с Москвой, может похвастаться, тоже была принята во время мэрства Лужкова. В Токио тоже есть такая история, но в часы пик она не работает. В 90-е годы, в период не лучшего развития нашей государственности, выделение средств на это направление – это, безусловно, был шаг.

По словам Семенникова, Лужков был открытым человеком и запомнился москвичам по активным выходам в город.

– Мы помним, как он сам и пел, и плясал, и участвовал в большом количестве субботников и публичных мероприятий. Сейчас мы, конечно, избалованы ими, – отметил Семенников. – День города стал масштабно отмечаться во времена Юрия Михайловича Лужкова. Мы помним, что и Тверская перекрывалась, там шли шествия. Это по-разному оценивали – автомобилисты ворчали. Но эта попытка вытащить людей из квартир, чтобы они гуляли по городу, любили его – это тоже он. Не все попытки были однозначны. Например, пивные праздники:  Oktoberfest или День Святого Патрика, который до сих пор в Москве широко отмечается. Это всё были поиски новых форм мероприятий – на смену тем, которые остались в советской эпохе. Причём сам-то Лужков был последовательный трезвенник, не употреблял алкоголь.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин в свою очередь отметил, что даже если Лужков принимал какое-то неудачное решение, то он никогда не уходил от ответственности за него.

– Я не входил в команду Лужкова, не был его поклонником, в вопросах транспортно-строительной политики в известном смысле являлся его оппонентом. При этом могу признать: Юрий Михайлович был человеком очень ярким, незаурядным, значительным. Я присутствовал на многих совещаниях у Лужкова, и ни разу в жизни он не сказал, что то или иное решение ему кто-то посоветовал, продиктовал, навязал. Он говорил: “Я это придумал. Я это сделал. Я так решил”.
Эти решения могли быть удачными, как, например, строительство Третьего транспортного кольца или программа метростроения, могли быть спорными, как превращение Тверской, хорошей городской улицы, в некоторое подобие хайвея, могли быть совсем неудачными – скажем, сооружение монорельса, – сказал Metro Блинкин. – Но Лужков всегда был к готов к тому, что люди скажут: это его ошибка. Он нигде не уходил от своего авторства. Безусловно, Юрий Михайлович останется в памяти города.

Авторы материала: Мария Беленькая, Дмитрий Роговицкий