Metro побывало на московской премьере документального фильма, который объясняет, почему люди проводят много времени в гаджетах, выбирая потенциальную половинку.
Создатели приложений для свиданий намеренно превращают выбор потенциального партнёра в игру, говорят эксперты в фильме американской журналистки Нэнси Джо Сейлс "Свайп: Правила съёма в цифровую эпоху". Напомним, свайп – это движение, которым пользователи смахивают чужой профиль в знак симпатии или наоборот.
– У нас есть игровые элементы, когда ты чувствуешь, что будто получаешь награду. Это действует почти как в игровом автомате, – не скрывает сооснователь Tinder Джонатан Баден. – Вам не терпится увидеть, кто же следующий. Или же вы с надеждой хотите узнать, случилось ли совпадение, и увидеть это на экране.
Если пользователи ставят друг другу "лайк", их аватарки дёргаются, словно в танце, и замирают рядом. Под ними появляются две кнопки: "написать сообщение" и "продолжить". По словам разработчиков, для мозга это "сильная визуальная стимуляция". Если вы пользовались приложениями для знакомств, то наверняка знаете чувство, когда ставишь "лайк" и предвкушаешь "танец" аватарок. Любопытно, что в случае успеха многие пользователи не пишут сообщения, а "продолжают" искать пару, собирая "лайки", словно монетки в компьютерной игре.
В психологии такой вид вознаграждения называется прерывистым поощрением. В фильме психолог Адам Альтер рассказывает про известный эксперимент, проведённый в 1970-х годах с голубями. Он показал, что непредсказуемые, но частые поощрения – один из лучших способов мотивировать кого-то продолжать деятельность.
– Голуби жили в коробке и клевали лампочку. Одни получали определённое количество гранул корма каждые десять нажатий, а другие каждые десять нажатий то получали еду, то нет. Птицы из второй группы, даже если были больше не голодные, клевали лампочку, потому что им нравилось играть, – описывает Адам Альтер. – Таким же самым образом действуют эти приложения, которые дают вам переменную, а не постоянную обратную связь. В них есть тот же встроенный механизм, вызывающий привыкание, что и в игровых устройствах.
После показа фильма на фестивале "Политех360" мы узнали у зрителей об успехах и провалах в приложениях для знакомств
"Мой партнёр увидел меня в приложении, но нашёл меня позже, когда я его уже удалила, по нику в "Инстаграме".
Маргарита Никифорова, 23 года
"Свидания, постоянные отношения на несколько месяцев, секс – это положительный опыт. Негативного у меня не было".
Тимур Аннагурбанов, 29 лет
"Я нашла там родственного по взглядам человека – друга-профеминиста. Из провалов: поджарый парень с фотки оказался очень растолстевшим и зудел про низкую самооценку".
Мария Лысенко, 24 года