На "Российской креативной неделе" в парке Горького руководитель Центра инновационной журналистики РИА "Новости" Иван Громов рассказал, как создать и раскрутить свой подкаст – аудиопередачу для распространения в Интернете.

Где записывать, хранить и публиковать
По словам Ивана Громова, создавать подкасты не обязательно в арендованной студии с профессиональной аппаратурой. Компьютера, диктофона или телефона может оказаться вполне достаточно.

– Но о чём бы крутом вы ни говорили, какие бы интересные у вас ни были гости, если вы записали подкаст на наушники от телефона, стоя под водопадом, скорее всего, там будет просто шум, – добавляет эксперт. – Пожалейте своего слушателя. Монтировать эпизоды можно прямо на телефоне или на компьютере в программах Audacity, Sound Forge, Garage Band и Adobe Audition. Хранятся подкасты на хостингах за определённую плату. Вот некоторые из них: Simplecast, Pofomatic, Libsyn, PodBean, Blubrry, Soundcloud, Buzzsprout, Anchor. Также вам нужно определиться, где будет выходить ваш подкаст: например, на платформах от Apple, Google и "Яндекса".


Советы эксперта:

Если не можете без подкаста, начинайте
Становиться подкастерами Иван Громов советует только тем, кто очень хочет говорить, брать интервью, делать опросы на улице и рассказывать крутые истории.

Определите, чего хотите от подкаста
Ведущий не только высказывается и узнаёт новое. Он может зарабатывать, сотрудничая с партнёрами и рекламодателями, а также выстраивать свой личный бренд.

Выберите число ведущих
Есть соло-подкасты, спектакли и диалоги, когда говорящих два и больше. Важно сохранять одинаковое число ведущих выпусков на 20, чтобы слушатели их запомнили.

Продумайте периодичность
"Нужно чётко понять, когда выходит подкаст: утром или вечером, в будни или выходные", – говорит Иван. Строго следуйте графику, чтобы не потерять слушателя.

Пишите сценарий ко всем выпускам
В самом начале эпизода давайте понять, зачем его слушать, а заканчивать выпуск лучше на позитиве. Если предстоит интервью, подготовьте вопросы.

Запишите пилотный эпизод для знакомых
Дайте послушать пилот как можно большему числу людей и соберите отзывы: "В фокус-группу могут войти друзья, родители, друзья родителей – кто угодно".

Проведите фокус-группу
Проанализируйте, что чаще всего критиковали участники вашей фокус-группы, и поймите, можно и нужно ли это изменить. Или это, наоборот, будет фишкой?

Сделайте второй пилотный выпуск
Запишите эпизод с целью снять замечания и отправьте тем же людям. Если часть отзывов превратилась в хорошие или нейтральные, планируйте запуск.

Создайте запас консервов
Два-три эпизода, которые интересно слушать без привязки к конкретному времени, выручат вас, если вы заболеете, уедете или вас подведёт техника.

Придумайте название подкаста
Постарайтесь выбрать имя своему детищу, которое будет актуальным даже через несколько лет и не сильно сузит выбор тем для выпусков.

Оформите подкаст музыкой и обложкой
Джинглы повышают узнаваемость подкаста, а перебивки каждые 15–20 минут облегчают восприятие. Обложка выделит вас среди конкурентов.

Продвигайтесь разными способами
Приглашайте медийных гостей, чтобы подтянуть их аудиторию. Договаривайтесь об упоминании в других подкастах и пабликах на партнёрских условиях.