В минувшее воскресенье страна отметила 75-летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В связи с этим Metro вместе со специалистом Музея архитектуры имени А. В. Щусева по советской архитектуре Ксенией Смирновой подготовило для москвичей новую прогулку по тем станциям метро, стены которых сохранили воспоминания о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда.

"Маяковская"
Архитектура "Маяковской", открытой с 1938 года, далеко не военная. Живописец Александр Дейнека украсил её своды мозаиками, показывающими мирное столичное небо от заката до рассвета.

– Они расположены так, будто мы смотрим на летящих над нами лыжника, парашютиста и самолёты, потому что целью архитекторов было преодоление дискомфорта у пассажиров в связи с нахождением под землёй, – рассказала Metro Ксения Смирнова.

Между тем в период Битвы за Москву (сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.) из-за своего глубокого расположения под землёй станция стала постоянным бомбоубежищем. Люди спускались сюда во время авианалётов противника или комендантского часа, который длился с 7 вечера до 4 утра. Здесь для москвичей готовили деревянные настилы и детские кроватки, которые ставились на платформы, в туннели и в сами поезда. На станции можно было и помыться – в техническом помещении увеличивали напор воды. Также было проведено дополнительное освещение и оборудованы туалеты, медпункты и родильные комнаты. За всё время работы бомбоубежища здесь родилось 217 детей.

– Врач скорой помощи Александр Георгиевич Дрейцер в своих записях описывал, какая здесь царила атмосфера, – продолжила свой рассказ сотрудник музея. – Он писал, что у каждой семьи был свой участок, который она занимала. Люди стелили газеты, одеяла, подушки, которые приносили с собой в метро. Дети спали вечером и ночью, а взрослые организовывали свой досуг: пили чай, приносили варенье и угощали им друг друга, ходили друг к другу в гости на участки на платформе, беседовали о чём-то, играли в домино и шахматы. Проводили даже турниры шахматистов, которых окружали болельщики, наблюдавшие за ходом игры. Женщины вязали, штопали, чинили бельё. То есть обыденная московская жизнь просто переносилась под землю.

"Партизанская"

Изначально "Партизанская" должна была обслуживать строящийся тогда стадион СССР имени И. В. Сталина (ныне стадион "Измайлово"), отчего архитекторы Леонид Фишбейн и Борис Виленский собирались оформить её в теме советского спорта.
Из-за войны планы поменялись, и станцию посвятили партизанам. Её открыли в 1944 г. Верхушки колонн архитекторы украсили рельефами с изображением леса, на деревьях которого "повесили" автоматы, а в вестибюле и за её колоннами "спрятали" настоящих партизан. За колонной архитекторы установили памятник знаменитой Зое Космодемьянской, а на соседней платформе от неё поставили Матвея Кузьмина, который, как Сусанин, водил батальон немецкой дивизии окольными тропами, пока тот не выдохся и не попал в засаду.

– Впервые в метро появляются изображения реальных людей, – отметила Ксения. – То есть станции метро переосмысляются в качестве мемориального пространства, в котором увековечиваются события современности или совсем недавнего прошлого.

"Новокузнецкая"
Проектировать "Новокузнецкую" начали ещё в довоенное время, и архитекторы – муж и жена Иван Таранов и Надежда Быкова – планировали сделать станцию светлой и лёгкой, чтобы пассажиры не ощущали её глубину. С приходом же войны в 1941 г. строительство прекратилось.
Когда сооружение станции возобновилось, Таранов узнал, что в блокадном Ленинграде, в мастерской художника Владимира Фролова, создали смальтовые мозаики для станции "Павелецкая". Их, в отличие от самого Фролова, который умер от голода, удалось спасти и перевезти по Дороге жизни в Москву. Архитектор также узнал, что "Павелецкую", в отличие от "Новокузнецкой", в военные годы не откроют. Побоявшись, что мозаики к тому времени могут пострадать, он решил выложить ими свод "своей" станции. Быкова была против, поскольку мозаики визуально "утяжеляют" пространство, но Таранов настоял на своём.

Станцию открыли в 1943 г. Она была короче "Павелецкой", отчего в неё вошли не все изображения – "Парад физкультурников" установили в наземном павильоне.

– "Павелецкая" должна была подводить пассажиров к Павелецкому вокзалу, с которого поезда отправлялись, в том числе на Украину, – сказала Ксения. – Из-за этого сюжеты мозаик отображали путешествие на Донбасс по железной дороге.