В условиях пандемии все семьи столицы были вовлечены в образовательный процесс через платформу Московской электронной школы (МЭШ). Об этом в беседе с журналистами Агентства городских новостей "Москва" сообщила депутат Мосгордумы, ректор Государственного института русского языка им. Пушкина Маргарита Русецкая.

"Действительно, мы последние, наверно, десятилетия точно говорили о необходимости внедрения и вообще развития, усиления, информатизации образования и внедрение дистанционных форм образования – это действительно так. Если говорить о школах, московских школах прежде всего, то там, конечно, что бы не говорили, очевидно, что хорошим подспорьем оказалась Московская электронная школа, потому что последние годы туда собиралась, накапливалась библиотека методических, образовательных ресурсов. Департамент образования города всячески стимулировал педагогов к разработке этих ресурсов, к использованию их для повышения качества образования", – заявила Маргарита Русецкая.

По её словам, московские школы по сравнению с образовательными учреждениями других регионов страны оказались в "выигрышной ситуации".  Дело в том, что платформа МЭШ существует уже не первый год, и её сервисы, на которых представлены сценарии уроков и есть электронный дневник, активно используют и ученики, и педагоги.

При переходе на дистанционное обучение, нагрузка на сотрудников многих университетов выросла, отметила Маргарита Русецкая. Но так как Министерство образования развивавало платформу онлайн-обучения на протяжении пяти лет и за это время было создано огромное количество ресурсов по учебным курсам, по дополнительному образованию, а у преподавателей выработался навык работы в дистанционном формате, это помогло быстрее влиться в онлайн-обучение.

"Мы буквально за неделю или две отладили все технические проблемы и практически весь весенний семестр работаем в дистанционном формате без каких-либо существенных изменений", – добавила парламентарий.

По словам Маргариты Русецкой, согласно стандарту высшего образования, не менее 25% всего учебного объёма по каждой дисциплине должно быть обеспечено электронными ресурсами (презентации, тесты в электронном виде, дополнительные материалы).

"Конечно, на мой взгляд, оптимальный вариант – это комбинирование. Безусловно, я не причисляю себя к сторонникам полного дистанционного образования, если мы не будем сейчас делать поправку на пандемию и будем говорить о спокойной, размеренной жизни, то я, конечно, голосую за комбинированное, смешанное образования. Поскольку несомненно есть те вещи, те компетенции, навыки, которые формируются в непосредственном общении, деятельности. Но есть огромное количество знаний, которые без потери качества передаются дистанционно. Для высшего образования вполне возможно. Все-таки высшее образование отличается гораздо большей мотивацией студентов", – сказала депутат Мосгордумы.

Напомним, ранее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что после окончания пандемии коронавируса требования к преподавателям высшей школы возрастут. Одним из основных навыков станет умение работать в цифровой среде.


Библиотека "МЭШ" – это сервис проекта "Московская электронная школа", разработанный Департаментом информационных технологий совместно с Департаментом образования и науки. В библиотеке ученики и преподаватели могут найти:

  • почти около 45 тысяч сценариев проведения занятий,
  • свыше 108 тысяч образовательных интерактивных приложений, 
  • более 1 400 электронных учебных пособий,
  • около 900 тысяч фото- и видеоконтента,
  • 348 учебников,
  • 245 произведений художественной литературы,
  • пять виртуальных лабораторий,
  • немалое количество заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Отметим, что с мая 2019 года библиотека МЭШ стала доступна пользователям со всего мира. Все желающие могут не только пользоваться материалами, но и дополнять платформу своим оригинальным образовательным контентом, который после диагностики модераторов станет доступным для всех школьников и учителей. Библиотеку наполняют также крупнейшие издательства и ведущие ИТ-компании.

В библиотеке "МЭШ" московским школьникам доступен раздел "Самодиагностика", предназначенный для более эффективной подготовки к итоговым контрольным работам, а также виртуальные лаборатории по физике и математике, которые позволяют проводить физические опыты, создавать объекты планиметрии и стереометрии, а также строить графики функций.

Материалы в "МЭШ" доступны в любое время. Пройти тесты, почитать произведения художественной литературы или освежить знания можно не только во время учебного года, но и на каникулах.