Одно из самых громких уголовных дел об убийстве переходит в стадию рассмотрения по существу. В конце августа в Мосгорсуде начнут отбор присяжных по делу старших сестёр Хачатурян – Ангелины и Крестины. Дело младшей из них – Марии – слушается параллельно в Бутырском районном суде.

Сегодня, 25 августа, все адвокаты обвиняемых собрались, чтобы сообщить о подробностях и нюансах процесса. Напомним, в 2018 году три сестры признались в убийстве своего отца, который, по материалам следствия, систематически над ними издевался, бил их и совершал действия сексуального характера. При этом родственники убитого Михаила Хачатуряна настаивают, что сестры вели аморальный образ жизни, а убили отца ради денег.

Эту версию защитники сестёр опровергают с лёгкостью.

– Родственники погибшего хотят одного – спасти семью от позора, – рассказала на пресс-конференции адвокат Мари Давтян. – Для этого они решили доказать корыстный интерес дочерей. Сначала сестры погибшего заявили, что девушки похитили миллионы со счетов их брата. Проверка счетов показала, что деньги на месте. Потом они утверждали, что дочери украли деньги, находившиеся в квартире. Эту версию следователи тоже опровергли. Теперь тётушки уверяют, что их племянницы украли 12 тысяч рублей из машины. И, якобы, ради этого и убили отца. А проблема в другом. В семье годами происходил ужас, а при этом всем демонстрировалась показная счастливость.

Родственники погибшего также утверждают, что если на теле девушек не было видно шрамов, то насилия в семье не было.

– В деле имеются различные экспертизы сестёр, они показывают, что три сестры начиная с 2014 года по июль 2018-го жили при постоянном истязании, в постоянном страхе. Это синдром хронического стресса. Это всё подтверждается свидетелями и показаниями девушек. Подтверждают это и эксперты. Кроме того, посмертно была сделана экспертиза самого Михаила. Были изучены особенности его характера, его склонности, которые опять же подтверждают, что сестры не жили, а именно выживали. Сестры не заслуживают наказания. Но суду предстоит ответить на вопрос – находилась ли Мария (ей на момент убийства не было 18 лет) в состоянии необходимой обороны, – говорит её адвокат Ярослав Пакулин.

Зачем объединять дела старших сестёр с делом младшей

Мария Хачатурян.

Мария Хачатурян.

Фото АГН "Москва" / Авилов Александр

Фото:

Адвокат старшей сестры Крестины (на момент преступления ей было 19 лет, а Ангелине и Марие 18 и 17 соответственно) рассказал, что в итоговом обвинительном заключении следствие почему-то учитывает не все преступления Михаила по отношению к дочерям. Хотя в самом деле они присутствуют. 

– Выводы сформулированы без конкретики. А в этом деле так нельзя. Поэтому мы оформили возражение и будем стараться вернуть дело на дорасследование, – уточнил адвокат Крестины Алексей Липцер. – Кроме того, мы считаем, что дело Марии не должно быть выделено в отдельный процесс. Дело должно рассматриваться целиком. Только так можно понять, была ли в действиях Марии необходимая оборона, была ли она в состоянии необходимой обороны. Да, семейная обстановка – один ужас. Но состояние стресса не должно лишать её права на необходимую оборону.

Доказательства невиновности Крестины, Ангелины и Марии – это большая переписка, показания свидетелей и все экспертизы. Также необходимо проверить, был ли мотив у родни оговорить сестёр, считают их адвокаты. Они подчёркивают, что занимаются этим делом бесплатно, так как процесс социально значимый для многих в России и даже представители православной церкви поддержали сестёр и назвали условия их жизни невыносимыми.

– Эти условия будет точнее назвать издевательскими. А в обвинительном заключении расплывчато идёт речь о неком вреде для девушек. Это же не просто пощёчина, не просто единичное избиение. Девушки серьёзно пострадали от собственного отца. Он приставлял к горлу нож, вывозил одну сестру в лес за то, что она отказалась вступить с ним в интимную связь, кого-то он душил… Это не были отношения отец – дочь, это были отношения преступника и жертвы, – говорит Мари Давтян.

Ответственность государства

Есть в этом деле большая социальная нагрузка, убеждены адвокаты сестёр. По их мнению, если бы государственные институты – опека, районный отдел внутренних дел, школа, прокуратура – выполняли свои функции в полном объёме, то трагедии бы не произошло.

– В нормальной семье дочь на отца руку не поднимет, – уверен адвокат Ангелины Алексей Паршин. – У девочек был бы выбор, если бы от государства была хоть какая-то реакция. Например, девушки не посещали школу месяцами. Представители комиссий несовершеннолетних по этому поводу заявили, что они провели проверку и выяснили, что в школу их не пускает отец. И всё! На этом проверка закончилась. Даже если отец им сказал, что готовит документы для переезда в Израиль, могли бы они хотя бы в визовый центр обратиться, чтобы проверить его слова? Но никто ничего не проверял годами.

Адвокаты рассказали, что отец морил дочерей голодом, не пускал в туалет, не разрешал спать, если ему вдруг не спалось. 

– Они его обслуживали как рабыни, – прочеркивает Мари Давтян. – Что дает право человеку так действовать? Это морально запрещено законом. А оправдывать эти действия суровым воспитанием – глупо. Никаких диких традиций издеваться над детьми нет. Ни в одной традиции мира нет насилия в отношении слабого. А разговоры про “консервативное армянское воспитание” – это лишь удобное прикрытие издевательств. Никакая традиция не даёт право лишать детей образования, еды, пытать их. Это не этническая история. К сожалению, такие трагедии случаются совершенно в разных культурах.

В заключении беседы адвокатов они пришли к главному выводу: когда Михаил Хачатурян стал издеваться над дочерьми, он перестал быть их отцом. Именно поэтому они имели право сопротивляться. 

– Это не убийство по предварительному сговору, – настаивают защитники, – а необходимая оборона.

Также защита Хачатурян просит журналистов не контактировать с обвиняемыми сестрами, так как это может им очень навредить из-за запрета на общение со СМИ. 

– Просим репортёров не пытаться с ними вступить в контакт, – обратился к прессе адвокат Ярослав Пакулин. –  Мы это будем расценивать как провокацию. Если девушки что-то скажут, то их могут посадить в изолятор.


Дело сестёр Хачатурян

Сёстры Крестина, Ангелина и Мария Хачатурян обвиняются в совершении преступления, предусмотренного пунктом "ж" части 2 статьи 105 УК РФ (убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору).

По данным следствия, вечером 27 июля 2018 года в жилом доме на Алтуфьевском шоссе в Москве было обнаружено тело 57-летнего мужчины с многочисленными колото-резанными ранами. По подозрению в убийстве были задержаны три дочери погибшего. Во время допроса девушки признали вину и сообщили, что у них были сложные отношения с отцом, поскольку тот долгое время издевался над ними.