Metro поговорило с четырьмя артистами из Москвы и Санкт-Петербурга о том, как они готовились к роли Петра и чем
их поразил этот великий человек

Юрий Анпилогов, актёр театра "Модерн":

– Огромное счастье, что Юрий Грымов задумал трилогию "Антихрист и Христос", первая часть которой посвящена Петру.

Чтобы поработать над этим образом, пришлось перечитать Ключевского – 4-й том "Курса русской истории".Спектакль получился очень масштабным, потому что затрагивается тема реформаторства, тема изменения мира. В первом акте это строительство флота, битвы со шведами, с турками, пожар Москвы, строительство Петербурга, изменение летоисчисления – целый калейдоскоп событий, который закрутил этот великий человек. А второй акт – это уже разбирательство с самим собой.

Когда я спрашивал у режиссёра Юрия Грымова, что я должен показать в этом образе как артист, он сказал очень хорошую фразу: "Ты должен показать трагедию духа. Вот посмотри, как написано на афише: "Пётр" – и стоит единица: "Пётр один".
И тогда я понял, что он имел в виду, говоря про трагедию духа: человек с такими помыслами, с такими побуждениями всегда один, потому что уникален масштаб его мышления. Это был человек, знающий множество языков, владеющий многими ремёслами, градостроительным и военным делом. Но рядом с ним не было сподвижников. Он один, потому что рядом с ним те, кто может кивать головой, но они не понимали, что он смотрел вперёд и творил будущее. Рядом стяжатели, взяточники. Взять того же Меншикова, которого Пётр много раз избивал за казнокрадство. Он говорил: "Как ты можешь? Ты мой друг, я тебе доверяю. Ты воруешь не у казны, ты воруешь у нас с тобой".

Сейчас ищут героев. Конечно, Пётр – это настоящий герой, патриот Родины, который творил не только для сегодня, он творил для потомков.

Андрей Чубченко, актёр Малого театра:

– Я со студенческих лет мечтал сыграть царя, и в 2021 году моя мечта осуществилась. В Малом театре поставили спектакль "Пётр I" по роману Дмитрия Мережковского "Антихрист. Пётр и Алексей", в основе которого сложные отношения царя с сыном.

Для меня Пётр I – это трагическая фигура. Царь-реформатор, человек, у которого сердце болело за свою страну. Пётр был очень любознателен, жаден до новых знаний. Он брал многое у Запада не потому, что считал нужным кому-то подражать, а чтобы узнать врага и бить неприятеля его же оружием. Чтобы выведать все секреты, которыми обладал Запад в техническом плане, и оснастить свою армию, потому что Пётр прекрасно понимал: чтобы удержать такую большую территорию, нужно иметь сильную армию, мощный флот.

Но, конечно, Пётр был и обычным человеком со своими слабостями. Он не был идеальным, порой им овладевали вспыльчивость, раздражительность, он впадал в бешенство от гнева, он был страшен в эти моменты. Он страдал от одиночества, потому что льстецов окружало много, а единомышленников почти не было. Когда император понял, что сдаёт позиции, что подступают болезни, что ему нужен сильный наследник, оказалось, что опереться не на кого. Так сложилось, что воспитанием родного сына занимались те люди, которые его испортили, привили Алексею не те ценности. Пётр доверял ему, а в результате получил нож в спину. И перед ним встала трагическая дилемма – спасти сына и потерять Россию или убить своего ребёнка ради страны. Через невероятную боль, через любовь он сделал то, что считал нужным. Это великий человек, который выполнил свою миссию, который сделал Россию сильной. 

Андрей Земсков, солист театра "Санктъ-Петербургъ Опера":

– К роли я готовился так, как мне говорил режиссёр спектакля "Пётр I, или Невероятные приключения царя" Юрий Александров. Мой герой – обычный живой человек, который не пропускает ни одной женской фигуры. Я очень люблю советские фильмы про нашего первого императора, но никакой дополнительной литературы не читал. Я же актёр, зачем мне умничать? Пётр Первый – личность историческая. Он расширил и укрепил границы страны, заставил весь мир уважать Россию. Именно таким и должен быть глава государства. Я даже не смогу назвать отрицательные черты. Потому что о правителе можно говорить или хорошо, или ничего. Пётр мне близок по темпераменту. Я тоже горячий. Раньше играл на свадьбах на баяне, бывало, как поймаю кураж, так меня не остановить!

Юрий Елагин, экспериментальная сцена театра "Балтийский дом" под руководством А. Праудина:

– Нашей постановке почти 20 лет, ставили мы её к 300-летию Санкт-Петербурга. Спектакль "Царь PJOTR" – это совместный проект с "MUZTheater" (Зандам, Нидерланды). В городе Зандам бывал Пётр Первый, там он изучал корабельное дело. Голландцы сохранили домик, в котором жил русский царь, и я там был, погружался в быт молодого Петра Алексеевича. Ну и, конечно, Петербург меня вдохновлял: Васильевский остров, Петропавловская крепость, Летний сад... Когда готовился к спектаклю, я прочёл много книг – исторических и художественных, в том числе Гранина. Конечно, где-то на подкорке давно записаны образы Петра, сыгранные такими знаменитыми актёрами, как Николай Симонов. Но я сознательно избегал штампов, играл своего Петра.

Для меня Пётр Алексеевич – это бездонный колодец. У него всё получалось, за что бы он ни брался, делал это профессионально. Он ведь и умер молодым – ему не было и 53 лет. Мне кажется, он просто надорвался – в метафизическом смысле. Тянул, тянул и не выдержал. Несмотря на то что он был великим императором, жил Пётр Алексеевич достаточно скромно, для царя даже аскетично. Это меня тоже удивило.