О чём фильм

Франция, 1887 год. Несмотря на запрет, дуэли на пике моды. "Магистр оружия" Клеман Лаказ (Рошди Зем) тренирует будущих дуэлянтов на шпагах. Однажды ему приходится готовить к поединку и своего юного племянника Адриена (Ноам Эдж), который сгоряча отвесил пощёчину полковнику Бершеру (Венсан Перес). Шансов против опытного рубаки, прошедшего несколько войн, у юноши мало, и ни одному из них не суждено выпасть – полковник без сожаления убивает молодого глупца, погрузив в чёрное горе мать и Клемана. В душе "магистра оружия" поселилась жажда мести, которую он до поры не может реализовать – ему запрещено самому участвовать в дуэлях, к которым он готовит других. 

Однажды в зале для дуэльных тренировок появляется суфражистка Мари-Роуз Асти де Вальсер (Дория Тилье), требующая сатисфакции у журналиста Фердинана Массата (Дамьен Боннар), который постоянно оскорбляет её в своей газете. Он, смеясь, отказывает ей, поскольку, как и большинство мужчин того времени, убеждён, что честь – это вопрос физиологии, а значит, у женщин её нет. Но его насмешки продолжаются недолго: в какой-то момент писака подействовал на нервы и Лаказу, которому пришлось поставить его на место. Массат вызывает Лаказа на дуэль, но поскольку тот ответить ему не может, то предлагает Асти сразиться с Массатом, на что она охотно соглашается. Лаказ готовит её к дуэли, не зная, что скоро и ему выпадет шанс утолить жажду мести.

Женщина может сама постоять за свою честь.

Женщина может сама постоять за свою честь.

Global Film

Фото:

Впечатления

Режиссёр и актёр Венсан Перес давно хотел снять картину о дуэлях, и к реализации давней мечты его подтолкнуло пять лет назад участие в съёмках фильма Романа Полански "Офицер и шпион". Он погрузился в исторические исследования и перечитал прессу того времени и книги. Архивные будни звезды французского кино не прошли даром: фильм впечатляет, прежде всего, деталями дуэльной жизни: подробностями подготовок к поединкам, сценами тренировок и, конечно, собственно схватками чести. Операторский взгляд на дуэльные сцены явно вдохновлялся сюжетами картин французских баталистов XIX века, вроде Верне, Давида и Жарико, а сцены тренировок в зале поставлены как хореографические этюды. В итоге от всего этого просто глаз не оторвать. Всего в картине пять сцен дуэлей: три из них происходят на шпагах, одна на пистолетах, а самая решающая – на саблях и верхом на лошадях.

Одна из сцен фехтовальных тренировок в картине.

Одна из сцен фехтовальных тренировок в картине.

Global Film

Фото:

Погружённость Переса в текст эпохи вылилась не только во впечатляющий визуальный ряд, но и обеспечила картине своеобразную литературность, за которую её немного поругали во французской прессе – мол, диалоги местами вышли слишком "книжными". На наш взгляд, это, скорее, плюс, чем минус и дополнительно избавляет актёрскую игру от современных ужимок, которые часто так раздражают в современных исторических отечественных картинах. Литературность картине обеспечивает и параллельный монтаж с грамотно встроенными крупными планами, благодаря которому каждое состязание воспринимается как диалог в движении или своеобразная система "оружейных реплик".

"Я наткнулся на книгу "Искусство дуэли", написанную знатоком и организатором поединков. В ней было всё: протоколы, как подготовиться к дуэли, что есть, что носить, как выбирать хорошего секунданта, какими качествами он должен обладать, а также 100 способов обучения и ведения поединка", – говорит Венсан Перес.

Весь сюжет разыгран, как дуэльная партия: интрига нарастает постепенно, от поединка к поединку, и в кульминационной схватке ни один зритель не знает, кому улыбнётся фортуна, поскольку слишком сильны – и актёрски, и сюжетно – оба соперника, Бершер и Лаказ. Венсан Перес и Рошди Зем вложили максимум  внутреннего огня в сцену своей дуэли: смерть смотрит в лицо зрителя из каждой её секунды. Очень удачен выбор Рошди Зема на роль "магистра оружия": органика актёра марокканского происхождения идеальна для образа молчаливого одиночки, бросающего вызов своей боли и чужому бесчестью.

Разнообразия жёсткости мужских разборок добавляет сюжетная линия Мари-Роуз Асти де Вальсер, у которой был реальный прототип и которая, действительно, первой среди женщин сразилась на дуэли и организовала фехтовальную школу. Венсан Перес открыл для себя фигуру суфражистки в процессе библиотечных изысканий. Пожалуй, она ярче других персонажей резонирует с современностью: если сейчас за право носить брюки бороться и не нужно, то вопросы женской чести вряд ли решены окончательно.


Досье

Режиссёр: Венсан Перес

Сценаристы: Венсан Перес, Карин Силла

В ролях: Рошди Зем, Дория Тилье, Дамиен Боннар, Гийом Гальенн, Венсан Перес, Эва Данино, Николас де Лавернь, Манеска Де Тернэ, Ноам Эджем, Николя Гаспар, Пепе Лоренте, Рафаэль Маньябоссо.

18+


Источник: gazetametro.ru