Актриса без диплома

Основателем династии Пельтцеров в России был Наполеон Пельтцер, пришедший в 1821 году пешком девятнадцатилетним юношей из Рейнской области. Предки Пельтцеров были портными, шили шубы – "пельтцы", отсюда и пошла фамилия. Настоящее имя отца Татьяны Пельтцер – Иоганн Робертович. Но он предпочитал называть себя Иваном. Иван Пельтцер был одним из первых заслуженных артистов республики, лауреатом Сталинской премии и много снимался в кино – в картинах "Белеет парус одинокий", "Медведь", "Большая жизнь". Вместе со своим отцом подрастающая Татьяна сыграла много ролей. Уже в 12 лет она была настоящей актрисой с контрактом, гонораром и приглашениями от режиссёров. В 16 лет Татьяна стала актрисой Передвижного театра Политуправления, а затем перешла в знаменитый театр им. Моссовета. Всю жизнь она слегка презирала театральное образование, считая, что для актёра важнее талант и работоспособность, чем учёба в институте.

Путь к славе

Татьяне Пельтцер было уже  49 лет, когда она стала знаменитой киноактрисой. Её роль Лукерьи Похлёбкиной, комической старухи в спектакле "Свадьба с приданым", принесла ей широкую известность после экранизации постановки. До этого Пельтцер появлялась на экране лишь в эпизодических ролях. Впоследствии главных ролей у неё не было, но она создала множество запоминающихся образов мам, бабушек, тётушек, учительниц и соседок главных героев, которые полюбились зрителям. После выхода комедий "Солдат Иван Бровкин" и "Максим Перепелица" Пельтцер была удостоена звания заслуженной артистки.

Фото: Кинопоиск.

Фото: Кинопоиск.

 

 

Раневская и Пельтцер: два огня

Её лучшей подругой и вечной соперницей была ещё одна выдающаяся актриса – Фаина Раневская. Обе обладали острым чувством юмора и не стеснялись в выражениях, обожая взаимные дружеские выпады. "И мне, и вам всё время приходится играть старух!" – с грустью замечала Раневская. "Заметьте, мне – счастливых старух!" – с улыбкой отвечала Пельтцер.

Встреча Пельтцер и Марка Захарова: начало великого сотрудничества

В середине 60-х годов в Театр сатиры пришёл тогда неизвестный режиссёр Марк Захаров. На первом же собрании труппы его размышления о новом спектакле прервал громкий голос Татьяны Пельтцер: "Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру!". На тот момент Пельтцер ещё не знала, что Захаров станет её режиссёром, она будет сниматься в его фильмах, перейдёт к нему в "Ленком" и станет его талисманом.

Фото: Кинопоиск.

Фото: Кинопоиск.

 

 

Жизнь за кадром: тайная страсть к картам

На экране Пельтцер часто предстает в образе скромной старушки, но в реальной жизни она была совсем другой. Вне работы она с удовольствием наряжалась, посещала рестораны с друзьями, любила "солдатский" юмор и была заядлой картёжницей, обожая преферанс. На гастролях или съёмках её номер превращался в прокуренный коньячно-карточный клуб. Особенно бурными были карточные вечера во время съёмок "Формулы любви". По воспоминаниям современников, тогда в её номер стекалась почти вся съёмочная группа – от актёров до осветителей. Пельтцер ненавидела проигрывать, сильно переживала и обижалась на тех, кому везло. Однажды она целый месяц припоминала Александру Абдулову его выигрыш в 9 копеек, вспоминал сам артист.

Неугомонная старушка: активная жизнь и последние годы

Татьяна Пельтцер была невероятно активной для своего возраста – ей уже было под 80, но она продолжала сниматься, бегала, занималась гимнастикой, много курила и пила крепкий кофе. Однако в последние годы здоровье актрисы пошатнулось: она начала терять память, стала болезненно подозрительной и почти перестала ходить. В театре "Ленкома", где она прослужила до последних дней, её  старались поддерживать как могли. Специально для неё Марк Захаров и Григорий Горин создали роль пожилой Берты в спектакле "Поминальная молитва", где почти не было слов, так как запомнить большой текст она уже не могла. Александр Абдулов, исполнявший роль её сына, бережно выводил актрису на сцену под аплодисменты зрителей, поддерживая её до самого конца.