Российские пациенты чаще склонны доверять непроверенной медицинской информации из интернета, нежели словам врачей, однако переубедить пациентов возможно, сообщается в исследовании цифрового медицинского сервиса "Доктор рядом" и платформы для врачей "Врачи РФ".
Исследование проводилось в июне этого года, оно основано на опросе 1,2 тыс. врачей российских больниц и поликлиник из всех федеральных округов. С тем, что пациенты доверяют информации, которая распространяется в интернете и по телевидению, в пациентских сообществах и блогах, больше, чем словам медиков или традиционной медицине в целом, согласно большинство респондентов – абсолютно согласны 18% врачей, скорее согласны 52%. 18% считают, что люди в равной степени доверяют как этим источникам, так и медикам.
Большинство опрошенных (68%) также отметили, что люди тянут с визитом к врачу потому, что надеются, что недомогание пройдет само.
Почти половина опрошенных (48%) полагают, что такая тенденция могла возникнуть из-за неприятного опыта пациента в прошлом, например, когда лечение оказывалось неэффективным. А 45% опрошенных считают, что пациенты предпочитают альтернативные методы лечения, чтобы избежать каких-либо медицинских процедур.
Однако обращение к непроверенным источникам за получением медицинской информации не дает выстроить эффективные отношения между врачом и пациентом.
Как отметила врач-педиатр, специалист паллиативной помощи и сооснователь школы навыков профессионального общения для медицинских работников "Сообщение" Анна Сонькина-Дорман, уровень доверия к врачам в России действительно очень низкий, чаще всего это основано на предыдущем негативном опыте.
"Речь не только о том, что человеку нагрубили. Его просто могли вовремя не выслушать или не услышать, в ультимативной форме сказать делать что-то, чего ему не хотелось делать категорически. После этого человек будет до последнего оттягивать новый визит к врачу", – считает врач.
6 июня председатель правления АНО "Центр урегулирования конфликтов в медицине" Ирина Гриценко перечислила признаки ненадежности врача. Так, отсутствие у медицинского учреждения лицензии на осуществлении деятельности, отсутствие услуг, которые нужны пациенту, и документов, подтверждающих образование и квалификацию врача, прямо указывают на то, что следует отказаться от посещения врача такого медцентра.
Если при приеме врач не пытается выслушать пациента, постоянно его перебивает и сразу назначает лечение, даже не проведя анализов, этот "специалист" не заслуживает доверия. Признак отсутствия профессионализма – отказ в разъяснении плана лечения, навязывание приема тех или иных лекарств и отсутствие альтернативных вариантов лечения, заключила Гриценко.
Источник: информационный портал "Известия" - IZ.RU