В четверг, 12 октября, 333 скульптуры займут места на своих подиумах в залах Манежа. Два дня назад в Центральном выставочном зале был творческий беспорядок: площадки укрывались тканями, скульптуры доставали из ящиков, распаковывали и на специальных тележках бережно доставляли по временному "месту прописки". Специалисты осматривали работы, некоторые из них чистили.

"Сценарный план"

Новая выставка создавалась совместно с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. Кроме того, свои работы представили 48 музеев со всей России. Эта экспозиция – продолжение проекта "(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева", который посетители смогли увидеть в 2021 году. Она погружала зрителей в историю скульптуры XVIII–XX столетий.

– Нынешняя выставка фокусирует внимание посетителя исключительно на ХХ веке, – рассказала Metro куратор Елизавета Павлычева. – Доминантой первого зала стала работа скульптора Александра Матвеева "Октябрь" 1927 года создания. Матвеевым мы закончили прошлый проект и начали этот. Концепция объединяет два культурных пласта ХХ столетия: скульптуру и видеохронику.

Первый зал авторы назвали "Сценарный план". Одним из элементов пространства стал огромный стеллаж – инсталляция из бюстов. Здесь представлены многие действующие лица прошлого века, среди них Маяковский, Гумилёв, Цветаева, учёные, артисты и политики – все те люди, к образам которых обращались скульпторы.

"Сталевары", автор Борис Пленкин.

"Сталевары", автор Борис Пленкин.

Алена Бобрович

Фото:

Пушкин, Гоголь и другие

В проекте задействованы работы более 200 авторов, в том числе Михаила Аникушина, Веры Мухиной, Эрнста Неизвестного, Степана Эрьзи и многих других выдающихся творцов.

– Мы стремились подарить нашим зрителям радость узнавания, – говорит Елизавета Павлычева. – Здесь будет несколько вариантов памятников Ленину, скульптура Сталина, копии скульптур и бюсты Гоголя. Особенно много Пушкина – это копии знаменитых монументов возле Русского музея и из Царского Села. Но кроме этого нам хотелось показать и неизвестные работы. На выставке экспонированы произведения, в силу различных обстоятельств оказавшиеся в тени и оценённые лишь с течением времени. Многие работы никогда не выставлялись, в основном они долгие годы хранились в музейных фондах.
Процесс монтажа выставки.

Процесс монтажа выставки.

Алена Бобрович

Фото:

Скульптурный заповедник

В новом проекте музея – десятки разделов и тем.

– 0+ посвящён детской теме, 18+ обнажённой натуре, основе основ скульптуры, – объясняет Елизавета. – Есть разделы о революции, самолётостроении, освоении космоса, о людях труда, современном искусстве и многом другом.
Выставку монтировали несколько дней.

Выставку монтировали несколько дней.

Алена Бобрович

Фото:

Поднявшись на второй этаж, посетитель попадает в скульптурный заповедник. Здесь, в одной климатической зоне встречаются выполненные из металла, гипса, фарфора и дерева журавли, обезьяны, полярные медведи, экзотические птицы.

"Полярный медведь", автор Борис Воробьев.

"Полярный медведь", автор Борис Воробьев.

Алена Бобрович

Фото:

В центре зала установлен шатёр – импровизированная мастерская скульптора. Внутри неё стремянка, которой пользовалась Вера Мухина, и инструменты Михаила Аникушина.

– Поскольку концепция выставки – объединить скульптуру и кино, в проекте много хроники – городской и российской, кадры из документальных фильмов, – говорит куратор.
"Красноармеец" (из серии скульптур, выполненных по заказу Гознака для воспроизведения на денежных знаках. 1922 год). Скульптор Иван Шадр.

"Красноармеец" (из серии скульптур, выполненных по заказу Гознака для воспроизведения на денежных знаках. 1922 год). Скульптор Иван Шадр.

Алена Бобрович

Фото: