Практически каждый магазин сетевого формата и каждый второй объект традиционной торговли реализует табачную продукцию по цене ниже максимальной розничной цены (МРЦ).

Таковы результаты исследования, проведенного агентством "ИНФОЛайн-Аналитика" в октябре-ноябре 2017 года в ряде городов и регионов России. Только в 2017 году это может привести к снижению совокупной выручки торговых предприятий более чем на 210 млрд руб. и сократить доходы государственного бюджета из-за недополученного НДС почти на 21 млрд руб.

"Распространение практики реализации табачной продукции по цене ниже МРЦ стало возможным в силу существующего механизма исчисления минимальной розничной цены как составляющей не менее 75% от МРЦ", – комментирует генеральный директор ИА "ИНФОЛайн-Аналитика" Михаил Бурмистров.

По данным исследования, проведенного ООО "ИНФОЛайн-Аналитика", более 95% торговых объектов современных форматов продают табачные изделия по ценам ниже МРЦ, указанных на пачках. В традиционных торговых форматах количество торговых точек, реализующих табачную продукцию по цене ниже МРЦ, превышает 55% от всего числа объектов традиционной торговли и более 75% от общего числа павильонов и других торговых объектов, специализирующихся на продаже табачных изделий.

Мониторинг количества торговых объектов и доли табачной продукции, реализуемой по ценам ниже МРЦ, проводился в октябре-ноябре 2017 года в ряде регионов России и включал анализ ассортимента торговых объектов современных форматов и традиционной торговли на предмет цены реализации табачных изделий и отклонения цены реализации от максимальной розничной цены (МРЦ).

При этом у крупнейших ритейлеров, работающих в нижнем ценовом сегменте (в первую очередь это дискаунтеры, алкомаркеты, дисконтные гипермаркеты), доля табачной продукции, которая продается по ценам ниже МРЦ, составляет до 90% – то есть фактически все виды табачной продукции, кроме некоторых позиций в премиальном сегменте.

В традиционной рознице (прилавочных магазинах, неспециализированных павильонах) доля табачной продукции, реализуемая ниже МРЦ, составляет 35–45% (преимущественно это табачные изделия низкоценового и среднего ценового сегментов), а в специализированных табачных павильонах и точках на рынках – 50–55%.

Средняя величина отклонения цены реализации табачных изделий от МРЦ в современных форматах розничной торговли в 2017 году составила 16% (в наиболее агрессивных с точки зрения ценовой политики дискаунтерах и алкомаркетах приблизилась к 18%), а в традиционных форматах – 13,5%.

Снижение совокупной выручки розничной торговли от продаж сигарет по цене ниже МРЦ в 2017 году увеличится более чем на 55 млрд руб. и по итогам года превысит 210 млрд руб.

Из этой суммы более 136 млрд руб. приходится на торговые сети, несетевые магазины современных форматов и некоторые крупные объекты традиционной торговли, уплачивающие НДС, поэтому выпадающие доходы бюджета от НДС в 2017 году ввиду снижения налогооблагаемой базы могут составить порядка 21 млрд руб.

Также будут иметь место дополнительные потери бюджета, связанные с недополучением налога на прибыль от организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения.