Чего ждать слушателям от твоей лекции?

– Я расскажу немного об истории панк-рока и о моём личном воспрятии его, что также стоит учесть. Панк-рок – это не просто музыкальный стиль, это та часть культуры, для которой важны личностные ощущения. У каждого своё представление, что такое панк-рок, и я поделюсь именно своим. Я считаю, что DIY-культура (от англ. Do it yourself, “сделай это сам” – субкультура, предполагающая то, что участники групп сами занимаются тиражированием записей, изданием журналов, организацией концертов и пр. – Прим. Ред.) очень важна в этом вопросе, когда ты сам создаёшь свою музыку, свою собственную культуру. Именно так и поступали люди, которых я знаю. Тогда идея заключалась не в перебирании групп, а в создании своей собственной банды, которая бы полностью соответствовала твоим предпочтениям. Смысл именно в создании своей особой культуры, а не просто записи пластинок и штамповании маек с логотипами.

Ты видел изнутри, как зарождался панк, был знаком с участниками таких легендарных групп, как Sex Pistols, The Clash, The Damned. Что можешь рассказать?

– Они были эдакими Робин Гудами. Безусловно, Sex Pistols были знаковой группой в Великобритании в 70-е. Что бы кто ни говорил, но именно они положили начало панку как таковому. И подростки в возрасте 15–16 лет были просто покорены. Pistols изменили многое, не только в плане музыке, но и в плане стиля. Мы узнали про них после того, как в ходе одного из интервью на ТВ они выругались в прямом эфире. После этого они попали на первые полосы газет, это произвело эффект взрыва.
Сегодня таким, конечно, никого особо не удивишь. Их появление стало однозначно культурным шоком. И они не звучали так, каким мы привыкли слышать панк сейчас, звучание было более спокойным, сегодня же панк воспринимается неизменно как что-то очень громкое.

А с Джо Страммером ты не был знаком?
– Да, мы встречались частенько раньше. Он очень-очень милый парень, это все подтверждают. Что интересно, у него потрясающая память на лица. То есть если он когда-то кого-то увидел, то вспомнит и через десять лет. А ведь он встречал огромное количество людей в своей жизни, это просто удивительно.
The Clash, безусловно, также очень значимая группа для истории панка. Эти ребята вдохновили несколько следующих поколений. После них появилось довольно много отличных и известных групп.

Как панк-рок меняет людей?
– Панк-рок изменил многих. Если раньше все были озабочены вопросом поиска работы, то после появления панка люди осознали, что можно просто заниматься музыкой. Да даже необязательно уметь хорошо играть, чтобы начать этим заниматься, – так было со многими известными сегодня группами. В этом и заключается основной смысл. То есть панк подталкивал людей к тому, чтобы самим втянуться в создание культуры, создание чего-то уникального.

Главный вопрос. Панк умер?
(Cмеётся.) Многие говорят, что он умер. Но ведь панк – это идея, а её, как известно, нельзя убить.
И панк-рок сейчас повсюду. Именно он вдохновил многих современых звёзд делать то, что они, собственнно, и делают. И не только в музыкальном плане. Многие, например, вдохновляются им при рисовании или дизайне. Идея панк-рока очень заразительна. И я считаю, что никакой музыкальный стиль в принципе не может умереть.

Как тебе современные панк-рок группы?
– Сегодня много клёвых групп. Я смотрю, у тебя поло с логотипом Rancid. Rancid очень крутая группа. Их звучание довольно далеко от традиционного панка, но они всё равно делают классную музыку, и это главное. Чувствуется смешение панка и регги. Отлично подобранные мелодии.
Что важно помнить о панке, так это то, что эта музыка должна быть популярна, это та музыка, которая обращается к массам, что-то транслирует. Многие американские группы очень и очень неплохи. Что мне нравится, так это тот факт, что многие действительно клёвые альбомы записывались без продюсеров, самостоятельно. На них отсутствует эта ненужная прилизанность. Музыканты всё чаще пытаются записываться сами, и это замечательно. И в этом весь панк. Его нельзя описать, нет определений, нет правил, как играть или как одеваться. И это здорово.

Многие уверены, что Интернет с его вседоступностью убивает музыкальные субкультуры. Ты согласен с этим?
– Безусловно, Интернет оказал влияние на культуру потребления музыки. Люди получают музыку и слушают иначе. Не так, как это было в 70-е например. Тогда можно было потратить два месяца на скитания по музыкальным магазинам, чтобы найти нужную пластинку, а чтобы послушать песню, люди пользовались музыкальными автоматами. Чтобы дождаться выхода альбома, люди жили в ожидании на протяжении года. А сейчас ты за две секунды можешь найти что угодно, любой стиль. Что, конечно, нельзя считать минусом. Панк популярен сейчс, потому что мы многое знаем, многое задокументировано, чего не было, например, 20 лет назад. Люди делятся мнениями, читают обо всем в Интернете, что также очень хорошо.

В чём разница между американским и британским панк-роком, на твой взгляд?
– Американский более позитивный и заводной. Те же The Clash звучат довольно серьёзно, Sex Pistols тоже, но Джонни Лайдон настолько забавен, что его трудно воспринимать всерьёз.
Британский более агрессивный и менее рок-н-ролльный, более экспериментальный. Так мы, собственно, и пришли к пост-панку, например, к Joy Division. В США всё же остаётся эта тяга к чему-то более мелодичному, ведь там же зародился блюз. A Ramones звучат довольно традиционно, прям как Beach Boys. Sex Pistols до сих пор звучат странно. Джонни Лайдон изменил, конечно, восприятие музыки, у него было своё видение. И свой стиль поведения, аудитория раньше была не готова к тому, что над ней прикалываются, например, или пытаются спровоцировать, разозлить. До него был Мик Джаггер со своим, совершенно иным стилем. Что касается музыки, то у Pistols были всё-таки некоторые традиции, они любили The Beatles и Beach Boys, это слышно.
Панк-рок – это одновременно рок-н-ролл и анти-рок-н-ролл, в нём смешиваются абсолютно противоречащие друг другу элементы, и именно это удивляет. Чтобы играть панк, не нужны никакие правила. Ты можешь любить даб или регги и играть панк. В панке же нет условностей, всё анархично. Но ведь великая музыка и должна звучать так, словно всё пошло к чертям.

Знаком ли ты с российской панк-сценой?
– Немного. Я как-то был на гастролях в России со своей группой Goldblade, лет 10 назад. Помню, тогда мы играли с группой «Король и шут» на большом стадионе. Видимо, они очень популярны, так как мы выступали перед 20-тысячной толпой. На мой взгляд, они играют в стиле панк-фолк. В принципе, довольно неплохо. Больше всего меня впечатлила питерская группа The Strawberry Jam, их стиль очень похож на Dead Kennedys. Тогда, как нам показалась, в России был очень популярен панк, потому что многие носили майки с логотипами The Exploited и Sex Pistols. И когда мы начали выступать, люди танцевали, что было потрясающе.

А ты слышал, что лидер группы «Король и шут» Михаил Горшенев умер?
– Да, слышал, говорят, от передоза. Печально, конечно.
Когда мы с ними встретились, мы не знали, что они употребляют, выглядели они вполне нормально. Мы неплохо провели вместе время, правда, пьют они очень много. (Cмеётся.) Некоторые из нас, например, вообще непьющие, и, я помню, они нас постоянно спрашивали, мол, «Как ты можешь называться панком и не пить водку».

А ты не пьешь сам?
– Нет, мне просто нравится панк-музыка, но ведь вполне можно быть панком и не пить, ведь в панке нет правил.

А ты знаешь о таком феномене как «сибирский панк»?
– Что-то слышал, но не то чтобы много. Я немного знаю о Сибири, читал что-то. Знаю, что там есть какая-то своя сцена и её столицей считается Екатеринбург. Даже слышал про какую-то группу оттуда, но не могу вспомнить название. Они играют эдакий даб, шумный, громкий, звучит прикольно. Я тебе потом пришлю название.

У сибирского панка есть некое грязное звучание, группы зачастую даже не используют студии для записи, пишут в домашних условиях.
– Звучит интресно, мне нравится такая DIY-идея. Панк лучше всего звучит, когда ты записываешь его как придётся, в гараже, например. Запись не должна быть идеальной и отполированной.

Как ты относишься к тому, что некоторые вкладывают в музыку политический посыл?
– В Великобритании в этом нет особой надобности. Даже те же Sex Pistols не вкладывали особо политического смысла в свои песни. Это скорее песни, в которых просто высказывается та или иная точка зрения, позиция. Речь тут вовсе не идет о неком заявлении, призыве, попытке направить людей куда-то. Джон Лайдон пел просто о своих чувствах, просто высказывал мнение. На Западе людям наплевать по большому счёту, кто о чем поет. 40 лет назад панк мог ещё сподвигнуть слушателя на какие-то действия. Cейчас – нет.
Но я знаю, что в России с этим не всё так просто. Как это работает у вас и работает ли – я, честно говоря, не знаю. Насколько я помню, ваш премьер Медведев интересовался панк-роком в студенческие годы.

Нет, он любит Deep Purple.
– Ну я точно не знаю, это я прочитал в Интернете. Ещё видел, что ваш президент Путин любит The Beatles.

Говорят, ты открыл Великобритании Nirvana и брал интервью у Кобейна.
– Помню, я только тогда вообще узнал об их существовании, и это было короткое 10-минутное интервью, довольно простое, которое обычно берут у всех новичков из серии «откуда ты», «что тебе нравится» и т. д.
Потом я снова его встретил, где-то через полгода в Нью-Йорке, тогда нам удалось познакомиться немного поближе. Курт был очень тихим и спокойным молодым человеком. Я заметил, что он почти никогда не спал, видимо, у него были с этим проблемы. Ещё он не переодевался. И где бы он ни сидел, он любил забиваться в угол. Не знаю, почему он так себя вёл – от усталости или из-за наркотиков.
Они тогда дали концерт в Нью-Йорке и звучали потрясающе. Кажется, тогда они впервые сыграли Smells Like Teen Spirit, я сразу понял, что это отличная песня. Чем-то они мне напоминали Sex Pistols, такие же необычные, дикие, со своей индивидуальностью. Курт может и не был великим гитаристом, но он писал потрясающие песни и пел замечательно – вообще, считаю, что он один из лучших исполнителей в мире, в его голосе переплеталось много эмоций. Он был гением.