С 1 августа деятели кино начнут атаку на пиратский контент в Интернете. Осенью к ним присоединятся музыканты, писатели и фотографы. Такой же закон некогда ввели в Австралии. Через год его пришлось отменить – он не работал

Российский антипиратский закон, вступающий в силу 1 августа, беспрецедентен, считают эксперты. Принят скоропалительно, без консультаций с профессиональным сообществом. А решения по нему будут приниматься в Мосгорсуде, который не занимается интеллектуальными правами. При этом специализированный суд в России уже существует, удивляется Станислав Козловский, сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета.

Согласно закону, любой сайт может быть до суда заблокирован за размещение фильма или видеоматериалов без разрешения правообладателя. У владельцев портала будет три дня на то, чтобы удалить ролик. Но сначала его придется отыскать – он может находиться в блоге или в комментарии одного из пользователей.

– Под удар сразу попадут YouTube, «ВКонтакте», «Яндекс.Видео» и другие, – говорит Козловский. – Правообладатели уже подготовили списки своих претензий. 1 августа они хлынут в компетентные органы.

По словам экспертов, никто, тем более депутаты, не представляют себе, как будет работать закон – и будет ли.

– В этом вся суть. Могут быть полярные результаты, – говорит Роман Парков, владелец хостинг-компании. – С одной стороны, если сайты будут удалять материалы по жалобам, то сильно ситуация не изменится. Но жалоб будут тысячи – сервисы просто встанут. С другой, Мосгорсуд завалят заявлениями и просто парализуют его работу, а блокировку поставят на конвейер.

«Текст закона противоречит принципам работы современного свободного Интернета, поэтому так важен вопрос его адекватного правоприменения», отмечают в Российской ассоциации электронных коммуникаций и создают сайт RuTakeDown для мониторинга новой практики.

RuTakeDown будет включать в себя три блока: информационно-просветительский с данными о работе нового закона, базу заблокированных сайтов, а также раздел пользовательских обращений, которые эксперты РАЭК будут рассматривать в оперативном порядке, поясняют в Ассоциации.

– Мы по-прежнему считаем, что ФЗ-187 вместе с другими законами, регулирующими деятельность сети, создает барьеры на пути развития экономики Интернета, – отмечают в РАЭК. – В текущей формулировке закон дает возможность в любой момент закрыть сайт по причине размещения сторонним пользователем ссылки на пиратский контент. Текст закона противоречит принципам работы современного свободного Интернета, поэтому так важен вопрос его адекватного правоприменения.

– Сегодня авторское право отстаивает в основном интересы правообладателей, а не самих авторов и пользователей. Это приводит к дисбалансу, – комментирует Сергей Плуготаренко, директор РАЭК.

– Проблема в том, что многие правообладатели ставят знак равенства между пиратами, нарушающими закон, и Интернетом как инструментом по предоставлению информации, – добавляет Матвей Алексеев, директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета

Эксперты считают, что в первые месяцы, пока новая практика будет нарабатываться, в Рунете может возникнуть хаос. Тем более к осени, когда к кинематографу добавят музыку, вероятно, литературу и даже фотографии. Такая ситуация и невозможность соблюдения закона уже привели к отмене аналога в Австралии – всего спустя через год.

Представитель российского торрент-портала в комментарии Metro уверяет, что свободе распространения информации в рунете закон в конечном счете не помешает.

– Обратной дороги здесь нет, – говорит он. – Ведь чем больше государство будет напирать на свободный Интернет, тем более хитрые способы игнорирования закона найдутся. Когда началась кампания по борьбе с пиратством в России, ведущие ресурсы переехали на иностранные хостинги. Будут сегодня цензурировать и закрывать популярные торренты, снова, как в начале 2000-х, начнется активный рост закрытых сетей и "локалок". Мне кажется, что сами правообладатели не заинтересованы в том, чтобы закрыть тот же YouTube из-за того, что Вася Пупкин залил свои любимые песни. Ведь тот же правообладатель пиарит своих исполнителей через YouTube, размещает там клипы и зарабатывает на рекламе.