Снимать фильмы на народные деньги за рубежом уже не в новинку. 10% картин, показанных в этом году на фестивале независимого кино Sundance, который проходит в американском штате Юта, обзавелись финансированием через Kickstarter – крупнейшей портал краудфандинга в мире. За этим хитрым термином скрывается сбор средств под имеющуюся идею в Интернете. В России такой вид финансирования только прощупывает почву.

«28 панфиловцев» может стать первой картиной, которая минует крупных инвесторов и избавится от надзора киношных гуру. Независимая студия из Петербурга разместила короткий трейлер будущей ленты на портале Boomstarter и предложила неравнодушным поддержать проект. За 10 дней в бюджет фильма почти 3 тыс. человек перечислили более 2 млн рублей. До этого поиск финансирования под экранизацию подвига советских солдат безуспешно велся в течение нескольких лет, рассказал Metro Андрей Шальопа, профессиональный сценарист и режиссер фильма.

– Теперь я четко решил, что мы будем собирать средства только таким образом, – отмечает автор идеи. – Это даст нам абсолютную независимость и позволит сделать действительно народный кинофильм.

Пока бюджет картины все еще далек от наполнения. Конечная сумма должна составить 60 млн. Но съемочная группа собирается реализовывать проект по частям.

– Когда 30-дневная кампания на Boomstarter закончится, мы начнем съемки, – говорит Шальопа. – Дальше сможем что-то показать зрителям и продолжим сбор средств.

В настоящий момент завершен препродакшн: готов сценарий, составлены смета и план съемок, найдены локации, нарисованы раскадровки планов по эпизодам и так далее.

– Изначально была идея сделать картину вроде «300 спартанцев», эдакий кинокомикс, – отмечает автор сценария. – Но от этой идеи мы отказались после тщательной работы в архивах.

В основу ленты положена история великого подвига советских бойцов, отразивших немецкое наступление на Москву под Волоколамском осенью 1941 года. Тогда 4-я рота 316-й стрелковой дивизии в ходе 4-х часового боя уничтожила 18 вражеских танков. Замысел картины и в том, чтобы поспорить с современными историками, которые доказывают: эта история – миф, выдуманный сталинской пропагандой.

– На дворе XXI век, – отмечают авторы. – Дышло исторической «правды» отвернулось от своих героев. Но прошлое останется неизменным. И в этом прошлом, в далеком 41-м, из-под перепаханных бомбами укреплений, выберутся наружу бойцы 4-й роты, отряхнутся от грязного снега, рассчитаются, поймут, что осталось их всего 28, докурят свои самокрутки, возьмут в руки гранаты и встретят лавину немецких танков. Об этом наш фильм.

– Но в любом случае «28 панфиловцев» не будет арт-хаусом, – обещает Шальопа. – Мы хотим сделать фильм, где все объяснялось бы простым языком. Не для критиков, а для живых людей.

Авторы проекта предлагают все желающим помочь съемкам не только материально и записывают добровольцев в свою команду.

– Этот сбор вызывает невероятный азарт, – отмечает Шальопа. – Остановить поток денег, когда они льются рекой очень сложно. А в кино деньги – как боеприпасы на войне. Много не бывает. Но, несмотря на это, мы бы хотели поступить вот как: до конца этапа сбора осталось ещё 20 дней. Безусловно, чем больше мы соберем к тому времени, тем лучше. Но сколько бы мы ни собрали, через 20 шесть дней сбор будет остановлен. Мы будем беречь каждый ваш рубль так, как берегли бы на войне каждый патрон. И результат того, что мы сделаем, мы предъявим вам. И если этот результат вас снова не разочарует – мы опять откроем сбор. Но теперь мы уверены, что сможем собрать необходимые средства и снять фильм «28 панфиловцев».

Краудфандинг в России

По словам Руслана Тугушева, генерального директора портала Boomstarter.ru, в России краудфандинг становится все более популярным по мере того, как люди адекватно воспринимают эту концепцию.

– Важно понять, что это вовсе не пожертвования и не благотворительность, а предзаказы, – отмечает он. – То есть средства вносятся на реализацию проекта, а люди получают готовый продукт – к примеру, компакт-диск с автографами. Средний взнос на нашем портале – 1 тысяча рублей. Наиболее популярные категории проектов – это видео, музыка, дизайн и игры.