Новое пространство для "жизни и творческого развития в сфере современного искусства", как его описывают создатели, разместится в трёх исторических зданиях по адресу: проспект Энегельса, дом 1, 3 и 5. Они были построены в 1830-х годах в составе Орлово-Новосильцевской богадельни. Архитектором был Иосиф Шарлемань. После революции корпуса были жилыми, а в последние годы там домах размещалась стоматологическая поликлиника.

Как рассказала Metro директор Yarky Hostel & Space Людмила Кудрявцева, право на реконструкцию этих трёх домиков они получили в качестве бонуса за добросовестно выполненные инвестусловия по другому проекту.

– Работая над проектом приспособления, мы сделали большое исследование: что есть вокруг, как это будет работать. В итоге решили, что самое интересное – студенческий хостел, вообще всё что связано со студенчеством, – говорит Людмила. – У нас сейчас де-факто больше готово, чем де-юро. Очень хотим запуститься месяца через 2-3.

Основными функциями пространства будут проживание – хостел, еда, конференц-возможности, площадка – как использование территории, обучающие программы, концерты, выставки.

– Второго исторического центра не будет никогда, так что в данном случае конкуренция не страшна. Каждый район должен иметь своё пространство, тогда жители будут искать точки притяжения около своего дома. Каждый сможет найти ту нишу, которая будет его привлекать – это может быть как современное искусство, так и просто возможность посидеть, пообщаться, выпить бокал вина. При этом, специализация каждой площадки должна быть гибкой, – подчеркнула Людмила Кудрявцева.

Yarky Hostel & Space станет не первой подобной площадкой на севере Петербурга. В конце года на Светлановском проспекте начнёт свою работу проект "Бенуа1890", ради которого сейчас реставрируют здания старинной фермы Юлия Бенуа. Людмила Кудрявцева считает, что между такими площадка нужно создать удобную коммуникацию. Самым простым вариантом являются веломаршруты.

Архитектор Иван Гадалов говорит, что периферия города подходит для устройства велоинфраструктуры наиболее оптимально, и более того, она поможет сделать окраины экономически привлекательнее.

– Создание направлений с низкой скоростью движения – пешеходных или велосипедных – позволит повысить спрос в магазинах, расположенных на первых этажах жилых домов, многие из которых сейчас пустуют, – поянил Иван. – Мы провели исследование на примере Пискарёвского проспекта: расстояние между домами на разных его сторонах составляет 100 – 120 метров, а велоинфраструктура занимает порядка 6% от общей ширины улицы, так что там её создание вполне возможно.

Художник Андрей Сазонов отметил, что для нового креативного пространства важно не коммерциализироваться по прошествии какого-то времени, не превратиться в торговые центры, как это произошло с рядом таких мест в Москве и Петербурге.

– Отличным вариантом для креативного пространства может стать собственный музей. Нужно обращаться к частным коллекционерам, они точно откликнутся. Но и город, и район, тоже должны идти навстречу.

Согласна с Сазоновым социолог парижской Высшей школы социальных исследований Анна Зайцева. Но коммерциализацию эксперт пояснила тем, что культурным учрежденияем сейчас не предоставляют права льготной аренды, как это было раньше, а выживать при этом как-то нужно.

– Почему бы креативным пространствам, архитекторам и представителями общественности не объединиться, не сделать лобби, и не сказать властям: «верните нам 10% арендную ставку». Даже ничего нового придумывать не надо. Просто вернуть то, что было, – говорит Анна.

Что касается перспектив развития "периферийных" креативных пространств, социолог считает, что главным условием для их развития могут стать девелоперы, которые будут готовы вложиться в инфраструктуру. Разумеется, преследуя свои коммерческие цели, но одновременно удовлетворяя некоторым общественным запросам. Тем более, что почва для этого уже подготовлена.

– Сейчас идёт некое создание воображаемого города в котором разные районы могут быть интересными. Это идёт, в том числе, и силами хипстерских журналистов, а также с помощью Foursquare и прочих мобильных приложений. Идёт создание образа города, который был бы порлицентричен. Некое конструирование воображаемого, которое на втором этапе – когда за это возьмётся бизнес – сможет начать давать реальные эффекты.