На племенном заводе «Спутник» глобальное прибавление: у коров произошёл массовый отёл. Телята не отходят от своих мам, периодически прикладываются к вымени и пробуют на вкус сочный клевер.

Завидев зоотехника Оксану Шведову, мамаши закрывают крупным телом своих телят и начинают беспокоиться.

 – Не волнуйтесь, я ненадолго, – успокаивает их Оксана, – скоро уйду.
Зоотехника животные боятся не случайно. Через полгода Оксана Шведова вместе с помощниками придёт разлучать коров с телятами. Это печальное событие происходит каждый год в декабре. А пока в стаде наслаждаются общением друг с другом.

Судьба телячья
Эти коровы – представительницы абердин-ангусской породы. Мясо абердинов называют мраморным, именно из него получаются нежные и сочные стейки.

Но коровы, которые пасутся на лугу во Всеволожском районе, проживут долго.
Их задача – раз в два года выносить и выкормить здорового малыша. Если на свет появится тёлочка, её или оставят на заводе, или продадут.

У бычков другая судьба. Если малыш уродился крупным красавцем, то его, скорее всего, оставят для разведения или продадут другим хозяйствам. Если вес и внешние показатели средние, отправят на откорм, а через два года – на бойню.

Международная команда
Племенному заводу «Спутник» почти десять лет.
– В советское время у нас пытались заниматься мясным скотоводством, но ничего не получилось, – рассказывает  Metro директор «Спутника» Александр Бражник. – На мясо пускали коров, которым жить надоело, поэтому в магазинах продавали одни кости. Десять лет назад мы решили рискнуть, и у нас получилось.

Первую партию представителей абердин-ангусской породы закупили в Венгрии в 2006 году. Через пару лет к ним на подмогу привезли 300 тёлок из Австралии. А в 2011 году ещё одна группа крупного рогатого скота прибыла авиарейсом из США. Получилось, что на заводе «Спутник» встретилась сборная команда с трёх континентов. Сейчас «австралийцы», «американцы» и «венгры» породнились. У них есть общие дети, внуки и правнуки.

Закон общежития
Тонны мраморного мяса выращивают всего несколько человек. За двумя тысячами животных следят четверо рабочих и зоотехник.

– Представители абердин-ангусской породы очень неприхотливы, – объясняет зоотехник Оксана Шведова. – Коровы пасутся с мая по декабрь на лугах. Когда ложится снег, переходят в загоны. Кормим их только сеном. Быки у нас не гуляют, наращивают мясо. Но и отапливаемые помещения им не нужны. Перемещаются по стойлу, от снега и дождя скрываются под навесом. Единственное, что плохо переносят представители мясной породы, это перепады температур зимой. Им не нравится, когда днём ноль градусов, а ночью – минус десять. Животные покрываются коркой и теряют в весе, но потом быстро восстанавливаются.

В «Спутнике» соблюдаются правила общежития. В «женском» отсеке живут взрослые коровы и молоденькие тёлки. Последние идут на продажу. В «мужской» части обитают молодые бычки, которых откармливают. Отдельно от них жуют сено взрослые животные, которые со дня на день пойдут на убой.

За стеной наслаждается жизнью «золотой запас» племени – самые видные представители абердин-ангусской породы. Группы между собой не общаются. Увидеть друг друга они могут, только когда их переводят из одного загона в другой.

Своя бойня на территории появилась два года назад. Мясо разделывают и отправляют на хранение в холодильник.

– Из взрослого быка получается около 300 килограммов мяса, – рассказывает специалист по забою Юрий Селивёрстов. – В день мы разделываем не более трёх животных.
Обучались мясники у своих коллег из США. Американцы проводили мастер-класс на территории завода и на прощание оставили карту-шпаргалку, как правильно разделывать говядину. Теперь эта карта украшает стену в предбаннике бойни.

– Стейки – это самые дорогие куски, самые дешёвые – мякоть, – объясняет Юрий. –  Чтобы мясо дошло до нужной кондиции, стало более мягким, в холодильнике оно должно полежать около месяца.

Отсюда продукт поступает в магазины и рестораны, с которыми сотрудничает племенной завод.
– Мы сами едим это мясо, и покупатели хвалят, – говорит Селивёрстов. – В американских и австралийских стейках больше жира. Возможно, причина в том, что они своих животных кастрируют, а мы нет. Да и питаются наши быки более правильно: никаких комбикормов, только натуральные продукты. Так что наше мясо можно считать более диетическим, чем импортное.