Кстати

 Перформанс "Кокон" приурочен к открытию выставки Луиз Буржуа "Структуры бытия: клетки".

• Жемчужина экспозиции. 9-метровая бронзовая паучиха на площади перед музеем – скульптура Maman (1999). Художница посвятила эту современную интерпретацию мифа об Ариадне своей безвременно погибшей матери-ткачихе.

• Более 80 работ. Посетителям представлены инсталляции, ранние скульптуры, живопись и рисунки Луиз Буржуа. Это самая полная ретроспектива её работ в России.

Это танец, передача опыта тела

Авторы перформанса – Александра Портянникова и Дарья Плохова – раскрыли замысел действа.

Кто организовал перформанс?

Александра: Мы – танцевальный кооператив "Айседорино горе". Обычно мы ставим спектакли в сценическом пространстве, но в последнее время всё чаще делаем сайт-специфические действа (постановки, которые могут существовать лишь в одном конкретном месте. – Прим. ред.). Участники перформанса – это наши единомышленники, которые разделяют наши взгляды на искусство. Заказчиком перформанса выступил "Гараж".

Вы называете этот перформанс хореографией. Почему? И зачем вы заматывали в «паутину» танцоров, а не обычных людей?

Дарья: Танец – это в принципе движения тела. Танцоры знают нашу эстетику, и когда я говорю им качаться от грудной клетки, они понимают, что это значит. Да, в коконах мог быть любой человек, но не каждому под силу это выдержать. Одну девочку нам пришлось заменить – у неё начался приступ клаустрофобии, когда мы замотали ей голову.

В чём смысл перформанса?

Александра: В вовлечении. Движение – это передача телесного состояния зрителю. Люди на кинестетическом уровне начинают переживать тот опыт, который испытывают перформеры.

Дарья: Мы создаём ситуацию, в которой рождается поток ассоциаций. Зритель сам начинает задавать себе вопросы.

– Сжигать везут, – хмыкает продавец сэндвичей, когда мимо него проезжает электрокар, туго набитый девушками. Все они обвязаны верёвками от головы до пят.

– Смотри, мама, мумии! – кричит маленький мальчик и забывает о тающем мороженом. Машинка останавливается неподалёку от монументального паука на Площади искусств перед музеем "Гараж", и охранники высаживают "куколок". Те медленно покачиваются под осенним ветром и монотонно мычат. Проходит десять минут, прежде чем возле них возникают волонтёры, с ног до головы одетые в чёрное, и начинают разматывать "личинок". Из верёвок складывается  асимметричная паутина, а "пленницы" словно стремятся вырваться из неё. Мычание усиливается. В какой-то момент все участники действа бросают канаты и уходят прочь.

Так это выглядело со стороны. Зрители нервно шутили, презрительно хмыкали или норовили сделать селфи на фоне перформансистов. Они не знали, что таинственной сцене на площади предшествовали долгие ночные репетиции.

– Может, я проснусь бабочкой? – устало шутит одна из "куколок", пока я в N-ный раз поправляю спадающий узел на её голове.

– Как ты думаешь, в чём смысл этого всего? – спрашивает меня стажёр "Гаража". Ей 25, и она сутки напролёт выбирала подходящие верёвки. Не дожидаясь ответа, девушка отвечает сама. – Наверное, они хотят освободиться? Знаешь, я подумала уходить из "Гаража"...