ЭКСПЕРТ
“Боты могут "сдуть" тему”

Metro побеседовало с Филипом Н. Говардом, профессор по коммуникациям в университете Вашингтона и модератор сайта PoliticalBots.org, который рассказал о работе троллей. 

- Как тролли работают?
- Правительства используют троллей или ботов для двух целей. Первая и самая очевидная цель состоит в том, чтобы повысить собственную популярность в социальных медиа. Иногда для этого достаточно просто купить фоловеров или ретвиты. Иногда участвующие в выборах политики, такие как мексиканский президент Энрике Пенья Ньето, используют ботов в своих стратегических целях, чтобы запустить кампанию в Twitter. Во-вторых, тролли используются для того, чтобы нивелировать общественную дискуссию по проблемам национальной безопасности.

- Когда появляются боты и кто ими управляет?
- Боты появляются не только в авторитарных обществах, но и в демократических. Авторитарные правительства или создают ботов для действий внутри государства, или же нанимают людей, которые будут публиковать спам, прикрепляя его к определённым хэштегам. Например, сирийский президент Башар аль-Асад нанял фирму в Бахрейне, которая должна была помочь стране задушить политический разговор, который вёлся под хэштегом #Syria. Боты засорили этот хэштег футболом, туристическими фотографиями, сюжетами мыльных опер, в связи с чем общественность не могла получать полноценных сведений о том, что гражданская война в стране продолжается.

- Каково воздействие политических ботов на социальные медиа?
- Они могут иметь большое значение для прекращения разговоров по какой-либо теме. Или же для того, чтобы не дать людям рассказать свою историю в социальных сетях. Воздействие ботов может быть серьёзным: они постепенно разрушают наше доверие социальным медиа. Цель ботов состоит в том, чтобы написать такой текст, в который люди поверят. Они хотят помешать пользователям отличать правду от лжи, понимать, какое сообщение написано друзьями и семьёй, а какое поделльное.

- Какие меры необходммо принять, чтобы остановить это?
- Есть несколько инструменты. Например, онлайн проект “Бот или не бот”, который анализирует посты в Twitter и определяет, какие из них написаны ботом. Подобные приложения также могут помочь найти ботов в списке подписчиков того или иного политика. Кроме того, люди должна сами уметь анализировать поступающую информацию и иметь критический взгляд на вещи. Социальные медиа - не всегда лучшее место для ведения сложного политического спора. Они хороши для оперативных экстренных сообщений, но чтобы не обмануться, необходимо быть вдумчивыми.

В реальном мире деньги не могут купить любовь, но в виртуальном киберпространстве социальных медиа деньги могут купить “лайки” на Facebook и фолловеров в Twitter. Знаменитости и частные компании платят ботам, которые выступают онлайн от их имени. Теперь к помощи ботов стали обращаться также мировые лидеры и правительства стран, чтобы покорить сердца и умы своего электората.

“Несколько стран, в том числе США и Великобритания, как выяснилось, наняли специальных агентов для управления общественным мнением в социальных медиа, - сказал Metro Филип Говард, преподаватель по коммуникациям в университете Вашингтона и куратор вебсайта PoliticalBots.org. - Боты были обнаружены в российских, турецких и китайских социальных медиа. Обычно правительства используют их, чтобы управлять общественным мнением за границей, но иногда боты используются и для внутренних задач государства, особенно, когда появляются щекотливые темы, за развитием которых нужно тщательно следить”.

В России есть тысячи поддельных аккаунтов в Twitter, Facebook и российской социальной сети Vkontakte. Множество их и в Мексике, где их называют “peñabot”. Они, например, создают новые хэштеги, чтобы поддержать президента Энрике Пенья Ньето, который часто становиться объектом народной критики. Metro удалось пообщаться с двумя “peñabots”, но они отказались давать Интервью из-за опасений за свою безопасность.

“Эти про-Пенья Ньето-боты противодействуют активистам, которые выступают против политики президента. Эти боты используют хэштеги, чтобы сопровождать их огромным количеством спам-сообщений, - сказал Альберто Эскорсиа, мексиканский эксперт по социальным медиа и исследователь “peñabots”. - Когда сообщений с определённым хэштегом становится больше, чем реальных, тема сдувается и исчезает”.

Мексика и Россия – не единственные страны, которые используют ботов, которые проникают в пространство социальных медиа. Некоторые отчёты свидетельствуют о том, что власти Китая нанимали ботов, которые создавали комментарии, проклинающие движение за независимость Тибета. С 2011 армия США, например, работала над программным обеспечением, которое позволяет чиновникам действовать в социальных сетях под фейковыми именами и распространять проамериканскую пропаганду.

“Рынок ботов и троллей стал очень перспективным и прибыльным, - сказала Metro итальянский исследователь сферы безопасности Андреа Строппа, которая анализирует сайты-мошенники. - Приблизительная стоимость рынка ботов одного только Twitter составляет по разным оценкам от 40 до 360 миллионов долларов”.

И этот рынок продолжит расти, поскольку люди “могут заработать много денег, продавая ботов, которые создают интернет-влияние (фейковых фоловеров, ретвиты, посты, и т.д.). И этот рынок успешен, поскольку находятся покупатели, желающие достичь быстрого влияния в социальных медиа”, - добавил Джейсон Динг, исследователь из американской фирмы Barracuda Labs, специализирующейся на сетевой безопасности.

Однако эксперты говорят, что поддельные аккаунты не могут оказать значительного воздействия на социальные сети.

“Тролли не могут оказать подлинно серьёзного влияния. Их аккаунты могут заблокировать, твиты удалить. Кроме того, они никогда не станут настоящими людьми, которые будут активно бороться за что-либо. Однако не все осознают это и продолжают заниматься самообманом и покупают их”, - добавил Динг.