Тушинский райсуд Москвы отказал в удовлетворении иска стюардессе "Аэрофлота" Ирине Иерусалимской, требовавшей признать недействительным пункт локального нормативного акта авиакомпании, согласно которому размер одежды для женщин должен быть 42-48, передаёт корреспондент Metro из зала суда. Истица также просила взыскать с работодателя 1,5 млн руб. в качестве компенсации морального вреда за то, что из-за  несоответствия данному требованию снизился её доход, включая надбавку за личный вклад.

"Помимо всех моральных унижений, которые я испытываю, я ещё теряю деньги. Мне бывает просто не на что кормить семью. На протяжении 13 лет, с 2004 года, я выполняла обязанности старшего бортпроводника, руководила бригадой. После командира воздушного судна на борту это второй человек, – выступала Ирина Иерусалимская в суде прерывающимся голосом. – После подачи моего искового заявления работодатель меня отстранил без объяснения причин от этой работы".

В результате ежемесячный доход стюардессы, по её словам, снизился ещё на 13 тыс. руб.

В свою очередь представитель компании "Аэрофлот" Сергей Ковалёв заявил, что согласной Трудовому кодексу РФ работодатель может дифференцировать подходы к работникам, если это объективно обосновано, и перечислил аргументы в пользу ограничений на внешний вид сотрудников компании. При этом он подчеркнул, выплаты работникам за то, что они удовлетворяют дополнительным требования, носят стимулирующий характер и зависят от усмотрения работодателя.

"Повышенные габариты тела препятствуют быстрому передвижению бортпроводника по проходам, причиняют неудобства в случае столкновения с бортпроводником, не позволяет разойтись бортпроводнику с пассажирами, затрудняет вход-выход из воздушного судна, затрудняет выполнение функций по закрытию и открытию полок и изъятию вещей с полок", – так Сергей Ковалёв обосновывал пункт, который оспаривает Ирина Иерусалимская.

При этом представитель авиаперевозчика сослался на практику иностранных авиакомпаний.

"Мы провели своё исследование и установили, что в ряде авиакомпаний, в частности, индийских, узбекских, китайским Воздушным кодексом – везде установлены ограничения по весу тела бортпроводников, – перечисли представитель "Аэрофлота". – Индийские авиалинии заявляют, что специально нанимают на должность бортпроводников женщин, потому что женщины, как правило, имеют, очевидно, меньший вес тела (по сравнению с мужчинами – Прим. ред.), что позволяет экономить достаточно существенный объём топлива".

Расчёты технической службы "Аэрофлота" показали, что один лишний килограмм веса на борту приводит к дополнительному расходу топлива стоимостью 800 руб. в год, добавил Сергей Ковалёв. Кроме того, по его словам, избыточный вес сотрудников может повлиять на безопасность полётов, а в случае аварийной ситуации "повышенные габариты" препятствуют ускоренному покидание судна, могут создавать заторы на выходе

 "Когда происходит спасение на воде, необходимо из воды забраться на плот, и, как правило, люди с повышенным весом не могут самостоятельно забраться на плот. Более того, бортпроводник, как известно, должен помочь пассажирам это сделать, а если он не может сделать это сам, то, соответственно, он не может помочь и пассажирам", – добавил Сергей Ковалёв.

В это время Ирина Иерусалимская сохраняла невозмутимое выражение лица, однако сидевшие в зале другие стюардессы, которые пришли её поддержать, еле сдерживали смех.

Наконец третьим аргументом "Аэрофлота" в пользу ограничений в отношении веса бортпроводников стал опрос клиентов компании, согласно которому большинство респондентов заявили, что они хотели бы видеть "стройных, сильных, молодых и красивых" бортпроводников. Такой образ вызывает у пассажиров приятные ассоциации и вселяет уверенность, что им помогут в экстренной ситуации.

"Соотвественно, "Аэрофлот" как компания, целью которой является привлечение как можно большего числа пассажиров и удовлетворение их запросов, не может игнорировать подобные подходы пассажиров. В противном случае это противоречит основному смыслу деятельности "Аэрофлота" – осуществлению коммерческой деятельность с целью получения прибыли", – пояснил представитель авиаперевозчика.

Ирина Иерусалимская уже заявила, что будет оспаривать решение суда.