На апрель запланирован выход твоей книги «Мои кровавые корни». Почему ты решил её написать?

Вообще-то, это была идея моей жены (Глория Кавалера, также является менеджером Soulfly – Прим. Ред.).

Она сказала, что сейчас отличное время для того, чтобы рассказать миру удивительную историю моей жизни. Чтобы все узнали, как я прошёл путь от маленького мальчика из средненького города в Бразилии до статуса международной иконы рок-музыки.
Потом мы нашли этого парня, Джоэла Макайвера (выступил соавтором книги – Прим. Ред.). Это английский автор, который написал удивительные книги о Metallica, Motorhead, Рэнди Роадсе (гитарист, участник группы Quiet Riot, также сотрудничал с Оззи Осборном – Прим. Ред.). Так что мы подумали, что он – идеальный вариант.

Работа над книгой длилась два года и это было круто, чувак! Чтобы воссоздать полную картину, пришлось сделать много звонков, поговорить с многими знаменитыми музыкантами: Кори Тэйлором из Slipknot, Томом Арайа из Slayer, Милле из Kreator, Дэвидом Винсентом из Morbid Angel, Шэрон Осборн... Прикольное вступление к книге написал Дэйв Грол (лидер Foo Fighters, барабанщик Nirvana – Прим. ред.)

В книге много чего: славных моментов и трагедий. Что-то смешно, что-то грустно. Это настоящая драматическая история, так что, думаю, многим будет интересно её почитать.

«Третий альбом должен был называться Downstroy»

Сложно поверить, но на счету Soulfly уже девять альбомов! И каждая из пластинок по-своему уникальна. Чувствуешь ли ты в себе тот же заряд креатива, какой был, скажем, в конце 1990-х?

Думаю, да! Я стараюсь!

Вся моя жизнь была связана с музыкой. Я полностью одержим ей, постоянно слушаю что-то новое, открываю для себя разные группы. Я стараюсь записывать как можно более интересную музыку и не повторяться от пластинки к пластинке. Поэтому альбомы Soulfly так разнообразны. Мы начинали с tribal-стиля, в середины карьеры перешли на трэш, позже стали использовать фишки death-метала. Кто знает, в будущем мы можем переключиться и на прог-рок и на grind. Это то, что мне нравится в Soulfly. Путь передо мной открыт, я всегда могу делать, что хочу!

И я ни о чем ни жалею, все наши записи получились именно такими, какими я хотел. Единственная вещь, которую мне хотелось бы изменить, это переименовать альбом «3». Изначально я планировал назвать его Downstroy. В остальном я очень доволен и горд этими девятью альбомами. Но я буду продолжать! Мой поиск идеального звучания не остановить! Этот процесс бесконечен!

А почему ты меняешь музыкантов от альбома к альбому? Что это? Потребность в «новой крови»?

Отчасти.

Это повелось с самого начала. Дело в том, что, когда я основал Soulfly, к нему присоединились музыканты, которые не могли оставаться в группе долго.
Люди приходят и уходят от меня. Также когда-то пришёл Риззо (гитарист Марк Риззо, в группе с 2003 года – Прим. Ред.). Вот уже больше десяти лет он со мной. Это удивительный музыкант, мне нравится, что он рядом!

Часто менялись барабанщики: Рой Майорга, Джо Нунез, Дэвид Кинкейд, сейчас мой сын – Зайон... Да, вот сейчас состав более-менее стабилен. Он держится около трёх лет, я считаю его самым лучшим за нашу историю. Я, Марк, Зайон и Тони Кампос на басу. Надеюсь, мы поиграем вместе какое-то время, но если нет, то тоже нормально. Это часть ментальности Soulfly – никогда не оставаться тем же самым, эволюционировать и стремиться к будущему.

Кстати, как тебе Зайон как барабанщик?

Он молод и колотит по барабанам что есть мочи!

Прямо как его дядя Игор Кавалера (ударник в Sepultura и Cavalera Conspiracy – Прим. Ред.)! Мне нравится та энергия, которую Зайон привносит в группу.

Думаю, многие твои поклонники согласятся, что альбомы Soulfly более успешны, чем альбомы сегодняшней Sepultura. А сам ты считаешь себя победителем в конфликте с экс-коллегами по группе?

Никогда не смотрел на ситуацию с такого ракурса.

Когда парни выгнали меня из Sepultura, было очень тяжело. Но я начал заново, и очень хотел показать миру, что я тот же Макс. Что я могу сочинять музыку без них. Что я могу делать мощные записи. И когда я начинал, многие были настроены скептически. Знаешь, это был такой период тестирования, проверки. Так вот я думаю, что эту проверку прошёл! Фанаты верили в меня, и я не дал им повода разочароваться. Я очень рад этому! Поклонники поддержали меня, и для меня было честью делать музыку для них.

Такая постановка вопроса кажется мне более приемлимой, а не соревнование с Sepultura. Я люблю музыку, дышу ей 24 часа в сутки. Если начинаю заниматься чем-то, то вкладываюсь без остатка. Наверное, поэтому моя музыка полна жизни. Думаю, фанаты чувствуют эту эмоцию. Это не какое-то фальшивое дерьмо, все по-настоящему!

По твоему мнению, как эволюционирует тяжёлая музыка?

Многие группы экспериментируют, и это здорово!

Несколько лет назад мы начали мешать world music с тяжеляком в Sepultura, я продолжил это в Soulfly. И сейчас я путешествую по миру и записываю музыку с разными музыкантами. Это очень захватывает! Много классных метал-групп сейчас появляется в неожиданных частях света: Тасмании, Сингапуре, Шотландии. Будущее метала кажется мне всё более всеобъемлющим, глобальным. Особенно сейчас, с приходом Интернета! Людям так легко получить доступ к творчеству разных групп. Вот я, например, постоянно ищу новые коллективы, связываюсь с ними и, бывает, они присылают мне свои футболки, и я ношу их, чтобы поддержать парней. Это мне нравится в метале. Он никогда не умрёт! Метал может меняться временами, но он останется навсегда. Хэви выживет, ни смотря ни на что!

А как будет развиваться Soulfly?

Уверен, у меня появятся идеи для следующих записей. Я хочу раздвинуть границы метала настолько, насколько это возможно.

У всех твоих групп очень выразительные логотипы. Кто их автор?

Лого Soulfly разработал Лео Зулета. Это тату-мастер с Филиппин. Кажется, он первый привнес tribal-мотивы в татуировке в Америке. Логотип был создан в то время, как мы только собрали Soufly. И это лого – самый крутой символ из всех, которые я когда-либо видел. Я видел бесчисленное количество людей, которые сделали татуировку в виде этого лого. Думаю, это один из самых распространенных тату-рок-символов в мире. Он такой крутой, чувак! Хочу чтобы сам Лео набил мне этот символ на шее. Надо будет найти время, когда я буду в Лос-Анджелесе, и зайти к нему.

Логотип Sepultur’ы в виде буквы S сделал наш друг по имени Бозо из бразильской группы Overdose. Он тоже очень крутой! У меня уже есть татуировка с этим символом на спине.
Кстати, Cavalera Conspiracy тоже крутой символ, его рисовал Игорь. Такой, в стиле Black Flag.
Круто, что у моих групп такие клёвые логотипы. Разработка лого – это часть того, что называется “быть в группе”. Имидж очень важен! Поэтому я считаю, что также важны обложки альбомов. Мне, кстати, очень нравится обложка нашей последней пластинки Savages. Её сделал Пол Стоттлер – дизайнер, который разрабатывал кавер-арт для релизов группы Sacred Reich «Surf Nicaragua» и «American Way». Картинка нарисована “вручную”, никаких цифровых технологий!

Можем ли мы услышать новый материал твоего проекта Nailbomb?

К сожалению, нет. С этим проектом все кончено. Мы с Алексом (Ньюпорт, музыкант, в прошлом – вокалист и гитарист группы Fudge Tunnel – Прим. Ред.) сделали две записи и решили на этом закончить. Не хотим снова заниматься группой и разрушать её дух. Мне очень нравится Nailbomb, но возвращаться к проекту я не собираюсь.

Ты православный. Интересно узнать твоё мнение о Pussy Riot.

Это какая-то шутка. Они даже не музыканты. Девушки просто хотели шокировать публику. Думаю, то, что они сделали в храме – неправильно. Не нужно так шутить с религией.

Гроулинг Макса Кавалеры известен на весь мир. А ты пробовал когда-то петь чистым вокалом?

Нет, мне нравится гроулить. Когда вы слышите его, вы точно знаете, это Макс. Для меня быть оригинальным, отличаться от других более важно, чем знать, как петь чистым вокалом.

Часто тебя называют “Бобом Марли метал-музыки”. Как тебе такое сравнение?

Я горд! Это очень крутое сравнение и мне нравится факт, что спустя 30 лет я влюблён в метал. Он никогда не умрёт. Метал никогда не умрёт!

Альбом Roots до сих пор очень популярен в России. Но мы мало знаем о процессе записи пластинки с индейцами. Расскажи.

Это было круто! Мы с парнями из Sepultura провели три дня с племенем Шаванте, они наносили на нас боевой макияж, кормили своей едой. Вместе с индейцами мы записывали традиционные песнопения. Это воспоминания навсегда в моём сердце! И мне приятно, что Roots ценят в России.