Власти продолжают активную зачистку среди банков. У недобросовестных отзывают лицензии, попутно устанавливая рекорды ущерба. До сих пор на «высшей ступеньке» держался подмосковный банк «Пушкино» – выплаты вкладчикам здесь оценивали в 24 млрд рублей. У столичного «Мастер-банка» статистика и «регалии» более впечатляющие: 30 млрд средств населения, место в первой сотне ведущих кредитных организаций страны, третья по размерам банкоматная сеть России и сотни компаний и организаций в качестве клиентов и партнеров.

Причиной лишения лицензии банка стали, в частности, неоднократные нарушения «требований по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем», говорят в ЦБ.

Те клиенты, которые держали в банке не более 700 тысяч рублей, смогут полностью получить компенсацию в начале декабря – сработает страховка Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

– Все суммы сверх того будут погашаться в ходе ликвидации банка, – поясняют в АСВ. То есть на данный момент нет никаких гарантий, что их вернут.
Отзыв лицензии имел последствия и за пределами собственной аудитории банка – у него есть договоренности с коллегами по цеху, чьи клиенты, в частности, использовали банкоматную сеть «Мастер-банка». Всего 260 организаций.

Отношение к новому отзыву лицензии у экспертов двоякое.

– С одной стороны, это позитивный момент, – рассказал Metro Анатолий Аксаков, депутат Госдумы и глава Ассоциации региональных банков. – Любой нездоровый элемент угрожает всему организму. В этом случае хирургическое вмешательство необходимо. «Мастер-банк» – не столь крупный банк, чтобы как-то повлиять на стабильность банковской системы в целом. С другой стороны, это удар по имиджу сообщества. Этот банк был на слуху, активно проводил рекламные кампании.

По словам Виктора Плескачевского, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей, удивительно, что власти так долго тянули с решением.

– Банковскую общественность и потребительский сектор прежде всего интересует, почему регулятор так долго тянул время и не начал действовать сразу, как только это стало очевидным, – говорит он. – Как банк, с набором такого количества сомнительных операций и откровенно пренебрегающий системой контроля и управления рисков, оказался внутри системы гарантированных вкладов? Большинству профессионалов было очевидно, что этот банк рано или поздно под нажимом регулятора или кредиторов должен был «лечь». Лично у меня возникает вопрос, почему сама система гарантирования вкладов не контролирует эту ситуацию и тех, кто является участником этой системы? Фактически не сработала система контроля рисков или она отсутствует совсем.

Дмитрий Шевченко, начальник юридического департамента "Ланта-Банка", отмечает, что отзыв банковской лицензии означает конец банка и как следствие практический конец надеждам банковских клиентов получить свои застрявшие деньги.

– Гарантией возврата в большинстве случаев является лишь государственная система страхования вкладов физических лиц, которая ограничена суммой на сегодняшний день не превышающей 700 тыс. рублей, – отмечает эксперт. – Юридические лица, чьи деньги в виде остатков на банковских счетах оказались зависшими в банке являются кредиторами самой последней очереди. В истории еще не было случая, чтобы с ними рассчитались в полном объеме. В определенной степени редки даже факты того, что выплаты таким лицам в принципе доходили до их очередности, хотя по статистике ЦБ РФ расчеты с ними в среднем составляют порядка 20%. Это, но только отчасти, объясняется тем, что банковский бизнес, как таковой в силу своей специфики и требований к ликвидности, не позволяет держать все банковские активы в том виде имущества, которое классически относится к наиболее надежному, например в той же недвижимости.

Анатолий Аксаков, впрочем, считает, что в ходе ликвидации банка деньги клиентам все же вернут. По его словам, активов у "Мастер-банка" на это хватит.