Именно это и случилось с рейсом 370 авиакомпании Malaysia Airlines, который исчез с радаров спустя час после вылета из Куала-Лумпура в Пекин. Поиском лайнера занимаются спасательные службы 9 стран, включая США, но никаких следов Боинга-777 не обнаружено. Существует множество теорий, что могло пойти не так, но никто пока не высказывает конкретных причин.

По мнению экспертов, которых цитирует издание Wired, что бы ни случилось, произошло это очень быстро. Предположительно, судно упало где-то в районе Южно-Китайского моря, но вполне возможно, что самолёт потерялся и в Сиамском заливе, поэтому могут пройти месяцы и даже годы перед тем, как мы узнаем правду. Когда 1 июня 2009 года в Атлантический океан упал самолёт авиакомпании Air France, следователям потребовалось 2 года, только чтобы восстановить данные чёрного ящика.

Больше всего пугает то, что лайнер исчез бесследно. Капитан судна не подавал никаких сигналов бедствия, ничто не указывало на возникновение проблем. Но это обычное дело, так как в чрезвычайных ситуациях экипаж должен сначала решить проблему, а потом уже сообщить о ней. “Пилотирование, навигация, коммуникация” - именно в такой последовательности должны выполняться действия.

“Очень редко бывает, что самолёт подаёт сигналы бедствия. Есть два варианта развития событий. Первый: случилось что-то катастрофическое и не было времени сообщить об этом. Второй: экипаж самолёта знает, что связь с землёй - второстепенная задача, сначала нужно решить проблему”, - объяснил Wired пилот и блогер Патрик Смит.

Это объясняет почему пилот Захари Ахмад Шоу и второй пилот Фарик аб-Хамид не сообщили о проблемах. Но почему центр управления воздушным движением (УВД) не знал, что самолёт упал?

Потому что это произошло над океаном.

Если самолёт находится над океаном, радар не может определить его местоположение

Ошибочно считать, что пилоты находятся в постоянной связи с центром УВД и что самолёты постоянно находятся на радарах. Если судно находится более чем в 160 км от берега, то радар уже не работает, он просто не может охватить больший диапазон (всё зависит от типа радара, погоды и других факторов). В этих случаях гражданские судна передают сигналы через коротковолновую радиосвязь. Экипаж должен отметиться в контрольных пунктах полёта, чтобы сообщить о местонахождении судна, скорости и высоте. В некоторых самолётах компьютеры сами могут передавать информацию через спутниковую связь.

Да, в самолётах есть GPS-навигация, которая определяет точное местонахождение, но она не может сообщить о нём центру УВД, навигатор показывает его только пилотам. Данные можно получить через спутники в режиме реального времени, но применение такой системы будет стоить миллиарды долларов.

Однако не может быть такого, что самолёт упал незаметно. Во многих самолётах гражданской авиации есть аварийные маяки, которые могут быть активизированы в одно мгновение. Они также срабатывают при определённых обстоятельствах, например, при столкновении судна с водой. И хоть в самолётах гражданской авиации радары не работают над водой, военные организации и службы безопасности наверняка могли получить хоть какие-то сведения, как это было, например, когда советский истребитель сбил корейский самолёт авиакомпании Korean Air Lines в 1983 году.

Издание Reuters сообщало, что самолёт был оснащён ACARS, компьютером, который способен передавать данные в авиакомпании, предупреждая механиков о необходимых ремонтных работах. Информацию такая система передаёт периодически во время полёта. Так, ACARS помог следователям при крушении рейса 447 Air France. Хотя в Боингах используют более продвинутую систему Airplane Health Management, которая передаёт информацию в режиме реального времени, на рейсе 370 её не было.

Иголка в стоге сена

Самое очевидное объяснение пропажи самолёта - это то, что его ищут не в том месте, потому что точное его местонахождение неизвестно. Есть версия, что при ударе о воду, судно почти не пострадало и утонуло, поэтому нигде нет даже обломков, но это маловероятно.

Рассматривается множество причин случившегося: возгорание, преднамеренная авария, организованная пилотом и, конечно, террористическая атака. Но эксперты сходятся во мнении, что о настоящих причинах пока говорить очень рано, так как ещё пока слишком мало известно.