На официальном сайте бывшего главы ЮКОСа, предпринимателя и публициста Михаила Ходорковского стало доступно полное интервью, которое предприниматель дал немецкому изданию "Die Tageszeitung". В нем он поделился своими мыслями о правлении Путина, планах после выхода на свободу и взглядами на правовую систему страны.


Президент не верит в честную оппозицию

Почти в самом начале беседы Михаил Ходорковский отметил, что несмотря на то, как будут расставлялся приоритеты среди политических лидеров, он не собирается искать своего места в современной политике: "Я не ищу для себя политической карьеры, о чем говорил многократно". Сейчас он обозначил своими приоритетами свою семью: "дети, растущие без отца, болеющие родители, ждущая уже десять лет жена. Остальное – несколько меньше".

На вопрос немецких журналистов о том, не считает ли он, что вместо него должен бы сидеть Владимир Путин, Ходорковский ответил, что это "не спортивно": "Не считаю, что мой оппонент должен сидеть в тюрьме". Оценив позицию президента в стане, Ходорковский отметил, что Путин и его окружение не верят своему народу, так как "рассматривают его в отрыве от наиболее активной части общества, не входящей в правящую корпорацию". Президент РФ не верит в честную оппозицию.


Развитие России и борьба с коррупцией

Ходорковский не исключает, что те политическом процессы, которые сейчас происходят в обществе, могут привести к расколу страны. "Стагнация, полицейский режим, фальсификация выборов, отъезд большого количества образованной молодежи из страны более вероятны. Однако, остается возможность протестной мобилизации, раскола правящей элиты с возвращением страны на траекторию строительства институтов демократического общества". Уличные конфликты и протесты будут только усиливать внутренний конфликт, но в итоге путина "погубит именно его окружение". Кроме того настораживает разгул коррупции, которую президент безуспешно пытается "ввести в рамки", но в итоге она только становится "хребтом режима". "Чтобы «отменить» коррупцию, нужно заменить людей на иных, с другой мотивацией, допустить политическую конкуренцию, реальную сменяемость управленческой команды".

На вопрос, что ждет Россию через 20 лет, Ходорковский ответил: "Если нам удастся вернуться к строительству демократического правового государства в ближайшие пять лет, то к 2030 году Россия успеет провести новую индустриализацию на базе глубокой интеграции с Европейским Союзом".


Роль Интернета в политических изменениях

Ходорковский считает, что в деле радикальных политических изменений не последнюю роль может сыграть интернет. "Несомненно, современные информационные технологии, интернет позволяют впервые в истории моей страны преодолеть проклятье расстояний, одиночества думающих людей, представителей политических, интеллектуальных меньшинств в провинции. Тем самым объединив страну поверх региональных границ и помимо плохих дорог. Но нельзя ждать от Сети решения всех проблем, как это делают некоторые ее апологеты. Иначе "реал" заявит о себе стуком приклада в дверь. Так что и дороги, и демократические государственные институты строить все равно придется".

Ходорковский: Меня учили своих не бросать

До своего ареста, когда толко начиналось "дело ЮКОСа", Ходорковский так и не покинул Россию. "Я представлял себе, что меня могут много лет держать в тюрьме под арестом, но поверить в возможность публичного процесса по заведомо абсурдным обвинениям действительно было трудно. Не только мне, но и весьма опытным юристам. За последние десять лет, после «дела ЮКОСа», стандарты доказывания упали радикально. Но главной неожиданностью стало продолжение массового захвата заложников. Это какая-то иная логика, к которой тогда я был не готов. Собственно, именно заложники были одной из причин невозможности моего отъезда, меня учили своих не бросать".

Бывший глава ЮКОСа согласно двум приговорам получил наказание в виде 13 лет лишения свободы. Президиум Мосгорсуда в связи с либерализацией законодательства снизил срок до 11 лет. На свободу Ходорковский должен выйти 25 октября 2014 года.