Государственная дума уже осенью вернется к давно обсуждаемой идее приравнять популярные блоги к СМИ, в "Единой России" готовят поправки. Это позволит властям более жестко контролировать публикации блоггеров, пишет газета "Ведомости". Куратором этой идеи назначен зампред Госдумы Сергей Железняк.

Пока известно, что закон затронет блог-платформы типа "Живого журнала" (livejournal), а также блоги на сайтах СМИ. Вопрос о том, будет ли проект касаться публикаций в соцсетях, пока, судя по всему, открыт.

По словам первого зампреда комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадима Деньгина, популярные блоггеры часто размещают информацию, которая несет в себе заведомо ложные факты, а также оскорбляет других людей: "Я давно выступаю за то, чтобы оффлайн пространство приравнять к онлайн пространству. Главное, чтобы каждый в сети нес ответственность за свои действия, а любое оскорбление должно рассматриваться по закону, должна быть административная или уголовная ответственность, как и в реальной жизни", - сказал г-н Деньгин в беседе с корреспондентом Metro.

Кроме того, коллега Вадима Деньгина по комитету Леонид Левин считает, что, учитывая количество подписчиков некоторых блоггеров, которое вполне сопоставимое с ежедневным просмотром интернет-СМИ, а значит, публикации уже являются не частным мнением, а достоянием общественности. При этом есть мнение, что если у блоггера более 10 тыс. подтвержденных подписчиков, то его страничка автоматически приравнивается к СМИ.

Как заявил Деньгин Metro, вопрос будет рассматриваться в осеннюю сессию и внесен в первом чтении.

Если законопроект будет принят, то блоггерам придется соблюдать множество требований, предусмотренных законом о СМИ, а в случае публикации спорных материалов нести ответственность в суде. Сами блоггеры опасаются, что новый закон будет еще одним инструментом контроля чиновников за интернет-пространством.

Metro пообщалось с популярными блоггерами, чьи подписчики давно перевалили за отметку 10 тыс. пользователей.

Рустем Адагамов, известный под своим ником в ЖЖ как drugoi

"Такого даже в Китае нет"

- Я думаю, это полнейшая глупость, и совершенно неясно, каким образом власти собираются осуществить "идею" с юридической точки зрения. Например, есть известный блоггер из Италии, который ведет блог в ЖЖ, как его можно заставить стать СМИ в России? К тому же в ЖЖ около 3
миллионов активно действующих блогов, кто будет их всех отслеживать - опять же неизвестно. А если же пойдет какой-то особый выборочный метод, то, извините, этого даже в Китае нет! Также стоит вопрос о количестве подписчиков, все мы знаем провокации с ботами, любой блог может ввести больше 10 тыс. "левых" подписчиков.
Пока предполагаемый законопроект вызывает слишком много вопросов, очевидно лишь одно: это очередная попытка зацензурировать единственное пока на сегодня бесцензурное пространство.


Илья Варламов, блоггер-фотолюбитель под ником zyalt

"Количество подписчиков ни о чем не говорит"

- Приравнять блоги к СМИ можно, но возникает проблема: в отличие от электронных СМИ блоггер не всегда имеет полный контроль над сервисами, где он ведет свой блог, потому что это осуществляет администрация сервиса. Сейчас, фактически, у меня есть блог, но за все отвечает администрация LiveJournal, которая находится в США и живет она по законам США. Тоже самое и с Facebook. И вдруг приходит государство и говорит, по сути, им, а не блоггеру, что делать. Как
такие правила сделать в рамках закона - непонятно. Если бы речь шла об отдельных блогах, еще можно было бы представить такую картину. 
И еще. Что значит 10 тыс. подписчиков? В том же самом твитере процентов 70-80 подписанных пользователей - боты, и я могу их купить за 5 минут. В ЖЖ у меня около 40 тыс. подписчиков, но месячная аудитория достигается нескольких миллионов, что, по-моему, очевидно доказывает, что количество подписчиков ни о чем не говорит.

Станислав Апетьян, ведет блог под ником ПолиТрэш 

- У меня есть несколько претензий к инициативе. Первая - концептуальная: почему депутаты решили приравнять блоги к СМИ. Если рассматривать любую площадку, где есть большая аудитория как СМИ, то ту же самую рекламу или уличный забор можно приравнять к СМИ. Почему тогда не приравнивается любая страница в сети, как это делается в Казахстане, например? Второе - количество подписчиков: невозможно определить точную аудиторию того или иного блога, тем более количество его ядровой аудитории. Дело в том, что на сервисах информация о статистике необязательно может быть раскрыта блоггером и может оставаться конфиденциальной.Третье - отток пользователей: в случае принятия закона ничего не помешает блоггерам перейти с российских площадок на зарубежные сервера.

С другой стороны, было бы правильно несколько скорректировать законодательство о СМИ. Например, сайт "Эхо Москвы" зарегистрирован как СМИ, однако в рамках сайта есть отдел "блоги", которые не попадают под закон о СМИ, что нелепо, на мой взгляд. Весь контент сайта должен попадать под закон, это вполне имеет смысл, а приравнивать блоги о кошечках и путешествиях к СМИ я не вижу смысла.