Хорошим признаком для компании является кредитный рейтинг ААА. Такие компании всегда привлекают внимание инвесторов. Хорошо функционирующие государства, такие, как Германия, Швеция и Канада, также имеют своих инвесторов.

Успех спортивного клуба теперь тоже измеряется не только спортивными успехами, но и своей стоимостью и кредитоспособностью.

Достаточно взглянуть на английскую футбольную команду "Манчестер Юнайтед". "Братья Джоэл и Аврам Глейзеры (главные акционеры клуба. – Прим. ред.) признали, что у клуба есть коммерческий потенциал и действуют они соответствующим образом, – рассказывает Дэвид Чатэвей, глава спортивного отдела в независимой экспертной компании Brand Finance. – Количество коммерческих партнёров "Манчестер Юнайтед" возросло с 10 до 50. Владельцы клуба распродают права на компанию по всему миру. Например, они, вместо того чтобы продать свои активы одной крупной мобильной компании, продали их более мелким компаниям в разных регионах".

Тот факт, что американские футбольные команды обладают кредитными рейтингами, а европейские клубы имеют по 50 коммерческих партнёров во всём мире, показывает, что деньги являются сегодня весьма крупным игроком в мире спорта.

"Сегодня корпоративное спонсорство повсюду, – объясняет Шон Моррисон, директор спортивного развития и маркетинга в Университете Фэрли Дикинсона в Нью-Джерси. – Вы не найдёте стадиона, на котором не красуется название корпоративного спонсора. Прибыль пытаются получить от всего".

Спортивные успехи также определяют коммерческую судьбу клуба. "Это очень важно для клуба, – рассказывает Чатэвей. – Спортивные достижения освещаются в СМИ, а коммерческие партнёры предпочитают работать с победителями. Болельщики в мире перестанут болеть за команду, чьи матчи не транслируются по телевидению. Средства, полученные от партнёров позволяют командам покупать великолепных игроков, которые работают на улучшение результатов".

Большие доходы клубов привлекают внимание к малоизвестным видам спорта, и поэтому родители готовы отдавать больше денег за подготовку своих детей в том или ином виде спорта. Опасность только в том, что дети растут с осознанием того, что спорт – это способ хорошо заработать.

Скорее всего, именно этого хотят их родители, отдавая своих детей в спорт. "Родители смотрят на спорт как на инвестицию, – замечает Моррисон. – Это оказывает давление и на детей, и на тренеров".

Мы можем достичь той точки, когда деньги станут проблемой для спорта. По крайней мере в Европе зарплаты футболистов достигли необоснованно высокого уровня.

"Конечно, в Европе есть какое-то регулирование, но оно намного слабее, например, чем в Америке, где у игроков есть предел зарплат, – объясняет Чатэвей. – Доходы спортивных клубов достигают 100 млн фунтов стерлингов, в то время как зарплаты отдельных игроков находятся примерно на этом же уровне. Это прямая дорога к экономической неустойчивости. Однако клубы продолжают платить высокие зарплаты, потому что, если требования игроков не будут выполнены, они просто уйдут в другой клуб. Но должна быть какая-то коммерческая реальность за столь высокими зарплатами".

Такой реальностью является привлечение большего количества спонсоров. Но инфляция постепенно достигнет и детского спорта – тогда тренерам, командам, родителям и игрокам придётся решать, выгодно ли им увеличение роли денег в спорте. 

Нет более спортивного и денежного мероприятия, чем Супер Боул в американском футболе. "Это единственное время в году, когда люди не пропускают рекламу по телевизору", – рассказывает эксперт по Супер Боулу Аллен Сент-Джон, колумнист Forbes, автор книги "Игра на миллиард долларов: за кулисами великого дня в американском спорте". Он обсудил с Metro денежный вопрос финальной игры за звание чемпиона Национальной футбольной лиги.

Всегда ли Суперкубок привлекал такое количество денег?
Нет, хотя всегда там присутствовал денежный аспект. Ещё в 60-х были две конкурирующие футбольные лиги, которые проходили в одно и то же время для одного и того же зрителя с одними и теми же игроками. Тогда решили, что две эти лиги должны слиться воедино. Кубок был частью этого плана, и легче всего его было организовать на нейтральной территории. Слияние поставило американский футбол на путь процветания.

Что привлекает спонсоров?
Спонсоры напрямую не инвестируют в американские футбольные клубы. Супер- боул – это хороший способ продать рекламу на ТВ. Национальная футбольная лига так интересна, потому что игры проходят в основном по воскресеньям, и в течение всей недели фанаты только об этом и говорят. Игра – это возможность собраться вместе с друзьями. Футбол стал социально значимым. А Супер Боул – это гораздо больше, чем просто игра. Это светский праздник. Вы просто не можете его пропустить.

Насколько это большое событие?
Супер Боул ежегодно повышает телерейтинги в США. Сейчас люди уже не смотрят ТВ, как это было раньше, но на период Суперкубка количество зрителей значительно увеличивается. И это единственное время в году, когда люди не пропускают рекламу. Они действительно смотрят её. Рекламодатели в восторге от этого, и они готовы тратить кучу денег. С каждым годом Суперкубок становится прибыльнее. В первые годы на Супер Боуле играл обычный оркестр, сейчас на кубок привлекают мировых звёзд.

Что должен сделать город, чтобы проводить Суперкубок на своей территории?
Города борются за право проведения Супер Боула так же, как за право проведения Олимпиады. Он проводится на самых дорогих и современных стадионах.