Кирилл Серебренников отказался от денег Минкульта, выделенных на съемки фильма "Чайковский". Режиссер считает, что общественность слишком много обсуждает, был ли композитор геем или нет, и, по его мнению, это - обывательская пошлость.
Специалист по Чайковскому, композитор и научный сотрудник музея Чайковского в Москве Людмила Богоявленская рассказала Metro, что нет никаких документальных доказательств того, что композитор действительно был геем, однако не исключила, что это могло быть правдой. Кроме того, по словам Богоявленской, в жизни Чайковского было много всего, о чем стоило бы рассказать в фильме, помимо его ориентации.
В интернете публикуют письма Петра Ильича к его брату Модесту, в которых композитор рассказывает о нежных чувствах к мужчинам, однако, по словам Богоявленской, копий этих писем никто не видел.
"Если люди что-то говорят, то они должны предъявить документы или копии писем, а те исследователи, которые говорят о нетрадиционной ориентации композитора, в основном никаких документов не предъявляют. Тот же Познанский (Александр Познанский - автор многочисленных книг о Чайковском - прим. редакции) , который мусолит этот вопрос. Сейчас это очень модная тема, но если ты берешься за нее, так, будь добр, подтверди это документально. Как профессионал, я выступаю за то, чтобы люди предоставляли доказательства. Если это письмо Чайковского, которое сохранилось, то нужно предоставить фотографию этого письма.
А знаете, сколько слухов про композиторов ходило? Не только про Чайковского. Если нет никаких документов, то что угодно могут придумать, а люди падки на сенсации", - говорит Богоявленская.
Она поведала, что тоже рассказывает о композиторе легенды, но всегда подчеркивает, что это лишь легенды, которым можно верить, а можно не верить. По словам специалиста, ей часто задают вопрос об ориентации Чайковского во время экскурсий в музее, но она старается не затрагивать эту тему, хотя в музее висят фотографии друзей-мужчин композитора.
"Все-таки он любил женщин. Он всю жизнь любил французскую певицу Дезире Арто. Одно из доказательств - то, что он хотел на ней жениться. Но ему это не удалось, потому что она вышла замуж. Он ее любил и признавался в этом, когда через 20 лет они встретились в Берлине. Говорил, что ужасно ее любит, хотя она уже фигурой изменилась, и время взяло свое. Может, в этом причина того, что он был такой однолюб. Эта женщина была для него идеалом, с которым он хотел связать свою жизнь. Возможно, он из-за этого не смог жить с Антониной Милюковой. Скорее всего, именно об этом надо рассказывать. История одной любви и трагедии, которая нашла отражение в творчестве композитора", - добавила эксперт.
Богоявленская предположила, что какие-то документы, свидетельствующие о наклонностях Чайковского, могут быть в музее в Клину, но там их не выдают.
"Например, говорят, что его фотографировали в женском платье - такие были шаржи и намеки, но это тоже все нужно подтверждать. Поверить в эту утку многие могут, а проникнуться замыслом, увидеть возвышенную мысль - это намного труднее, чем полоскать грязное белье и совершенно некрасиво посвящать этому фильм. Петр Ильич даже если этим страдал, то он должен отвечать перед Богом за какие-то свои нетрадиционные отношения. А разве мы имеем право в это лезть? Кто с кем спал, как спал - это личная жизнь. Он и сам не хотел, чтобы в ней копались. Каждый человек грешен, Петр Ильич тоже не ангел. Может, у него были какие-то генные изменения. И тогда смотреть на это тоже надо не как на разврат, а как на нарушение. Но, опять же, нужны доказательства. Все-таки он не какой-то Ванька или Петька, хотя даже простого человека огульно хаять грешно, а уж такого великого...", - считает специалист.
Кроме того, Богоявленская рассказала, что Чайковский был очень верующим человеком и понимал, что гомосексуализм считается грехом.
"Такой чистоты был ребенок, который просил Бога сделать его безгрешным. И как можно после этого лить такую грязь? Он же знал, чем это грозит, знал, что это содомский грех. Я не верю, что он мог этим заниматься и еще бахвалиться этим. И как мог Модест оставить эти следы (письма), чтобы кто-то потом читал их и смаковал? Он бы, конечно, все сжег. И сам Петр Ильич был очень ранимым и скромным, он даже извинялся перед певцами, что ему приходиться заставлять их петь свою музыку. Это все совершенно не вяжется с образом, который ему приписывают. А делать фильмы, чтобы это все стало достоянием - зачем это нужно? Его все равно любят", - добавила Богоявленская.
По ее словам, многие иностранцы, когда приезжают в музей, не спрашивают об ориентации композитора и плачут, когда звучит музыка Чайковского.
"Вот о чем надо снимать: как люди плачут, когда слышат музыку Чайковского. Нужно рассказывать, как его музыка даже сейчас действует на людей с другой культурой, что он - мировой признанный гений. Разве не о чем снимать? И если уж рассказывать в фильме об этом (ориентации композитора), то, опять же, нужно приводить доказательства", - заключила Богоявленская.
