Бизнес развивается циклично. После этапа бурного роста любой проект неизбежно входит в зону замедления. Сейчас, по данным аналитиков, в такой фазе находятся многие российские компании, особенно работающие на рынке 6-10 лет. Их владельцы нередко начинали свое дело стихийно, нарабатывали управленческие знания методом проб и ошибок. Но подобный подход уже неактуален – считает Валерия Володина*, основатель и владелец сети мастерских красоты в нескольких городах России, блогер и автор обучающих курсов. В интервью “Metro” ментор рассказала, как своевременное обучение способно качественно улучшить не только показатели бизнеса, но и жизнь его владельца.

Валерия Володина

Валерия, Вы в бизнесе уже почти 10 лет. Как начали свой путь, к каким результатам пришли сейчас?

Во время обучения в Самарском государственном университете начала работать мастером маникюра. Изначально цели открыть свою мастерскую не было, стремилась накопить на личный автомобиль. Совмещала работу с учебой, трудилась буквально в две смены, в том числе в выходные. Однако поток клиентов неуклонно рос, и вскоре пришло осознание, что необходимо нанять помощников. Следом – решение использовать накопленные средства для открытия мастерской.

Здесь уже на этапе старта стремилась максимально отстроиться от конкурентов. Выбрала непривычное для 2015 года название "Рук не хватает", создала оригинальный интерьер. Поначалу такой подход стал барьером – долго не получалось набрать команду, специалистов смущал нейминг и подвесные кресла. Зато клиенты пришли в полный восторг – как от дизайна, так и от качества услуг.

Я не имела грандиозных бизнес-планов, просто планомерно развивала свое дело, расширяла команду. Трудилась наравне с мастерами, и реинвестировала собственный доход в проект. За два года бизнес серьезно поднялся. В 2017 открыла вторую мастерскую, в 2020 – третью. Также на данный момент у нас 5 франчайзинговых точек. Параллельно непрерывно занималась собственным образованием – изучала маркетинг, продвижение, продажи.

 

Почему, на Ваш взгляд, предпринимателям необходимо регулярно расширять свою базу знаний?

Мир меняется стремительно, невозможно все время получать результат от одних и тех же действий. Если ты не подстраиваешься под актуальную картину, начинается регресс. В бизнесе нет стагнации, только рост или деградация, третьего не дано. Если ты стоишь на месте – то откатываешься. Поэтому нужно постоянно учиться новому, исследовать тренды, инсайты своей ниши.

Я приветствую нововведения, и убедилась, что они дают рост. Однако многие собственники уходят с головой в операционную работу, особенно когда бизнес быстро растет.  Вручную отстраивают процессы, постоянно решают все вопросы сами. Но при таком подходе изучение трендов и построение вектора дальнейшего развития остаются за кадром. Поэтому для масштабирования необходимо автоматизировать все процессы. И тут даже многолетняя практика не всегда способна заменить чужой успешный опыт. Вы покупаете не только знания – вы покупаете время и возможности.

 

Уже два года Вы ведете наставнический проект для предпринимателей. Как он родился?

Я начала вести свой блог в визуальной сети, рассказывать про мастерские. В Директ стали поступать сообщения с просьбой о консультации. Причем от предпринимателей не только из бьюти-сферы: владельцев автомоек, медцентров, производств. После первых консультаций ввела фиксированную оплату. Заявки шли регулярно.

В процессе поняла, что люди задают одни и те же вопросы. Поэтому решила создать курс, в котором объединила информацию, необходимую владельцам бизнеса в любой сфере.

Обучение проводила раз в год. Сейчас веду подготовку к запуску третьего потока. В целом, начиная с 2023 буду набирать группы чаще – полностью отладила все процессы в бизнесе, и могу управлять им дистанционно. Такое умение, к слову, могут приобрести все участники моего курса. И, как и я, к примеру, переехать на Бали.

Валерия Володина

В чем особенность Вашего курса?

У меня не массовый продукт, это наставничество, с личным взаимодействием с каждым учеником, интенсивность зависит от тарифа. Курс предназначен для бизнеса сферы услуг. Работа ведется комплексно, участники получают все необходимые знания, плюс меняют мышление.

В процессе прохождения курса прорабатываются, в том числе, блоки предпринимателей, формируется мотивация для достижения целей. Разбираются позиционирование и упаковка, методы анализа и сегментирования ЦА, маркетинг, работа с базой, программы лояльности, реклама и PR, оптимизация бизнес-процессов, внедрение CRM, управление.

Высокий % учеников увеличивают свой доход в 5-10 раз, другие открывают новые точки, третьи запускают франшизу. Главное – готовность усваивать и внедрять новое.

В завершение автор обучающих курсов Валерия Володина отметила, что грамотное наставничество помогает скорректировать и личную стратегию предпринимателя. Установление баланса между целями бизнеса и собственными ценностями необходимо, без него невозможно масштабирование и планомерное развитие.

 

*Сервис Instagram принадлежит признанной экстремистской и запрещённой в стране компании Meta.