На круглом столе, прошедшем недавно в "Парламентской газете", обсудили злободневную и актуальную тему – поправки в закон 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости".

14 июня в первом чтении был принят законопроект Минстроя, согласно которому в систему долевого строительства будет внедрена новая структура – компенсационный фонд. Формироваться он будет за счет отчислений девелоперских компаний и иметь четко определенную цель – возмещение дольщикам убытков в случае неисполнения застройщиками своих обязательств. Однако проект закона вызвал множество претензий как со стороны игроков рынка, так и у депутатов, и был отправлен на доработку.

Основное, что не учли авторы поправок – что обманутые дольщики уже есть, и их надо принимать в расчет. Официальное число пострадавших в долевом строительстве граждан – 130 тысяч человек, Союз обманутых дольщиков объединяет на сегодняшний день около 1 миллиона человек. А законопроект гласит, что средства фонда не смогут быть направлены на выплаты пострадавшим до введения компфонда. Региональные власти самостоятельно с этой задачей не справятся однозначно – ресурсов недостаточно. Выходит, что весь этот миллион останется один на один со своими проблемами, причем на законных основаниях.

Настороженность у депутатов вызывает и непрозрачность механизма расходования средств фонда. В первый "пилотный" год работы размер отчислений будет фиксирован и составит 1,2% для любого застройщика. Далее будет введена дифференцированная ставка – чем выше финансовая устойчивость застройщика и лучше его репутация, тем меньше он будет платить. Однако по мнению первого заместителя председателя комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артема Кирьянова, это "классическая коррупционная схема". Действительно, кто и по каким критериям будет определять устойчивость застройщика, пока не ясно.

Кроме того, по прогнозам экспертов, со второго года работы компенсационного фонда взносы застройщиков могут возрасти до 6-10%. Это непомерная нагрузка для мелких и средних застройщиков, которая вынудит их покинуть рынок. Очевидно, что региональному строительству, которое целиком и полностью зиждется именно на некрупных субъектах строительного рынка, придет конец. Кроме того, возрастет и себестоимость каждого объекта, и можно догадаться, на кого застройщики переложат эти затраты. Все это приведет к закономерному росту цены квадратного метра и снижению инвестиционной привлекательности долевого строительства.

По мнению Артема Кирьянова, проект необходимо отозвать. Постулаты, на которых он основывается, ошибочны. И, что самое главное, идут вразрез с основным назначением закона 214-ФЗ, который устанавливает гарантии защиты прав и интересов дольщиков. Необходимо отметить, что документ рассматривался в Общественной палате и в Государственной Думе, был вынесен ряд замечаний. Но в процессе внесения поправок в законопроект поступившие замечания, как и поручение Президента, фактически учтены не были.

Противоречит законам рынка и сам формат этой структуры. Министр строительства Михаил Мень подчеркнул, что фонд будет не коммерческой, а публично-правовой компанией. Это значит, что всю ответственность будет нести государство, выступая в качестве монополиста. По словам директора института актуальной экономики Никиты Исаева, Минстрой создает некую "кубышку", полностью прибирая рынок долевого строительства к своим рукам. Главная проблема обманутых дольщиков, ради которой и создается компенсационный фонд, разработчиками законопроекта была совершенно забыта. Думается, армия дольщиков вряд ли будет молчать: в перспективе маячат массовые митинги и масштабные акции протеста по всей стране.