В Северной столице прошла конференция In The City. Известные мировые эксперты и российские стартапы обсудили, как технологии меняют жизнь людей в современном мегаполисе.

Более 4000 человек в эти выходные стали слушателями и активными участниками конференции In The City – она прошла в технопарке "Ленполиграфмаш".

Изменяя жизнь города

Программной дирекцией конференции выступил московский Институт "Стрелка". Организатор – компания "Газпром нефть": шесть лет назад она создала программу социальных инвестиций "Родные города" и вместе с активными жителями большой страны начала менять общественную среду. Программа "тветственна" за многие известные урбанистические события, в числе которых – крупнейший российский стрит-арт фестиваль "Стенограффия", "Неделя Стрелки", которая проходила в Петербурге в 2017 году, омская проектная лаборатория "Город своими руками", образовательные интенсивы которой проводятся с 2014 года.

"Умные" дома, видеозвонки, вызов такси или доставка еды в один клик – ещё сравнительно недавно это казалось чем-то нереальным. Сегодня технологии прочно встроены в нашу повседневную жизнь: они упрощают и улучшают её, экономят наши время и силы. Наш партнёр "Газпром нефть" широко внедряет инновации в бизнес и производство и прекрасно осознаёт их влияние на развитие комфортной городской среды.

Санкт-Петербург мы выбрали неслучайно – исторически это город новаторов, здесь много прогрессивных, талантливых людей, которым интересна тема современных технологий. Уверены, наша конференция станет драйвером новых инициатив не только в Санкт-Петербурге, но и в других северных регионах, которые ориентируются на культурную столицу", – комментирует Ольга Андреева, директор фонда "Родные города".

In The City ориентировалась на запросы начинающих архитекторов, дизайнеров и разработчиков, которые высоко оценили событие: столько экспертов такого уровня в одном месте собирается очень редко. Открыла конференцию лекция Франчески Бриа, директора по технологиям и цифровым инновациям городского совета Барселоны. Она рассказала, как можно использовать цифровые данные жителей для улучшения муниципальной среды.

– Мы пришли специально послушать Бриа, – говорит участница конференции Мария, студентка Института компьютерных наук и технологий петербургского Политеха. – Конечно, пока нельзя сравнивать то, что происходит в суперпродвинутой Барселоне и в Петербурге. Но технологии, о которых говорила Франческа, можно вполне применять и у нас. Меня очень впечатлила идея добровольного сбора данных о горожанах: службам такси их передавать нельзя, а развлекательным сервисам – можно. Причём настраиваете вы эти "списки" сами.

Какие процессы влияют на жизнь "умных городов" и как можно сделать её ещё более комфортной, говорили и остальные спикеры: преподаватель Йельского университета Джесси Лекавалье, куратор Музея Виктории и Альберта и советник мэра Лондона по городскому дизайну Рори Хайд, медиахудожник и исследователь Мемо Актен и другие – многие  эксперты в Петербурге выступали впервые. Записи всех выступлений будут доступны на YouTube-канале Института "Стрелка".

Зонты, музеи и кафе

В программе In The City были не только лекции: дискуссии, воркшопы – всего больше двадцати событий, ориентированных как на расширение профессионального кругозора, так и на развитие практических навыков. Одним из самых важных этапов стала защита проектов, присланных на открытый конкурс городских решений.

– Мы получили почти 60 заявок на грант со всей страны, больше всего – 80% – конечно, из Петербурга. Нам было важно, чтобы проект-победитель можно было реализовать именно здесь, чтобы он мог улучшить жизнь именно в этом городе, – рассказывает Софья Соболь, руководитель региональных программ Института "Стрелка". – Идеи были из совершенно разных сфер: предлагали усовершенствовать городской транспорт, использовать вместо пластика новый экологичный материал, создать очередное мобильное приложение для музеев и сделать более доступными зонты, что для Петербурга было бы очень актуально. На этап публичной защиты прошли семь проектов, мы организовали для их авторов специальный воркшоп, на котором можно было научиться правильно презентовать себя и свою идею – что очень важно для стартапов на первом этапе.

Победителем конкурса городских решений стал петербургский проект "Добрососедская рекламная сеть": он собирает и анализирует данные о посещениях ресторанов, кафе и всего остального общепита Северной столицы. Причём делит их не по огромным муниципальным районам, а по небольшим локациям.

– Автоматизированный анализ чекинов позволяет выявить скрытые социальные связи между заведениями в городе и определить самые популярные из них, – объясняет Артём Конучов, один из авторов проекта. –  Мы построили пространственные сети, в которых места – это узлы сети, а количество общих пользователей – рёбра. Границы этих районов не совпадают с административными границами, то есть образуют собственную географию города, которая отражает повседневные практики и предпочтения пользователей.

"Добрососедская рекламная сеть" получит 150 000 рублей на реализацию проекта – этого будет достаточно для самых первых этапов воплощения его в жизнь. Как говорят организаторы In The City, стартапы с самым большим потенциалом на первом выигранном конкурсе чаще всего не останавливаются, и подают заявки на гранты по нескольку раз. Это уже не первый случай, когда крупный бизнес и профильные институты приглашают петербуржцев к участию в развитии города – а значит, такая возможность получить поддержку будет и у новых проектов.