Федеральная сеть off-price-магазинов Familia в субботу открыла свой 350-й магазин в России. Санкт-Петербург является вторым после Москвы городом, где сеть широко представлена. За почти 15 лет присутствия в Северной столице компания открыла более 30 магазинов, и на этом не планирует останавливаться. Что отличает питерских покупателей и саму компанию, нам рассказал региональный директор Familia по Северо-Западному федеральному округу Александр Ануфриев.

- Александр, покупатели Северной столицы отличаются от покупателей других регионов? Например, петербуржцев любят сравнивать с москвичами. Вот нам кажется, что в целом в Питере одеваются более стильно.

- Полностью согласен! У петербуржцев свой, особенный стиль – сдержанный и элегантный, даже когда это кэжуал, джинсы. Я утверждаю это как исходя из собственных наблюдений, так и по опыту общения с коллегами, курирующими другие регионы, – а магазины Familia работают более чем в ста городах страны. Мы часто обсуждаем особенности спроса, его тенденции в зависимости от территории. Могу сказать однозначно: Петр Первый прорубил окно и к европейской моде тоже. Петербургский покупатель прекрасно разбирается в брендах, быстро откликается на новые тренды. Он, знаете ли, такой… очень fashion! Когда к нам приходят поставки интересных брендов – очень классных, но незнакомых массовому российскому покупателю, а это часто бывает с европейскими локальными марками, – мы уже знаем: это в Петербург, там точно оценят. Наша система распределения товара работает таким образом, что каждой вещи автоматически назначается регион и даже магазин, где она востребована более всего. Вот в Санкт-Петербурге определенно знакомы с широчайшей линейкой брендов одежды, обуви, товаров для дома, аксессуаров – а торговых марок в нашем ассортименте более семи тысяч.

- В Петербурге понимают, что такое off-price? Что Familia представляет особый сегмент торговли?..

- Да, понимают. И по достоинству оценивают. Знаете, как приятно было слышать после локдауна: "Наконец-то вы открылись!", "Как здорово, что вы есть", "Вы мой любимый магазин!"... Петербуржцы очень щедры на добрые слова. И, кстати, в целом отличаются интеллигентностью: например, сформировалась очередь в кассу в час пик – и все спокойно стоят, общаются, рассматривают товары в прикассовой зоне. "Нужно надеть маску? Конечно! Мы все понимаем, с уважением относимся к здоровью других!" Если покупатель эмоционально высказывается, громко на что-то сетует – точно приезжий (смеется. – Прим. ред.). Я часто общаюсь с покупателями – мне нравится узнавать, что им более всего импонирует, какие бренды любят, какие еще категории товаров хотели бы у нас видеть. И могу сказать: наш покупатель очень искушен. И рационален. Он четко осознает, что мы – это особый формат, что мы даем выгоду, что у нас бренды, то есть оригинальные товары – те, которые произведены известными торговыми марками. Что это не магазин фиксированных цен, не дисконт-центр, не аутлет. Что Familia – это пространство, где можно выгодно купить брендовые товары – по ценам, которые существенно ниже, чем в других местах продаж…

- Мы к этому уже привыкли за многие годы – и в метро, и на транспорте, и на вывесках ваш слоган: "Бренды, свободные от цен"…

- Это наш фундамент. Ведь именно в этом суть off-price-формата: предложение в одном большом торговом пространстве широкого ассортимента брендовых товаров по выгодным ценам. Именно Familia привела в Россию off-price-формат и развивает его. На Западе он появился более ста лет назад. И он там невероятно популярен! В Америке больше шести тысяч off-price-магазинов, в Европе еще порядка трех тысяч. И они, кстати, по площади гораздо больше, чем наши, – в несколько раз.

- А как формируется эта самая выгода? Компания часто упоминает, что скидки составляют до 85%...

- Бывает, что скидки достигают и 95% от первой цены! Выгода формируется так: off-price-компании сотрудничают с владельцами брендов, их представительствами и фабриками со всего мира. Например, у нас больше трех тысяч партнеров в более чем 50 странах. Мы закупаем у них напрямую на специальных условиях большие партии излишне произведенных или импортированных товаров. Ведь товарные остатки формируются практически у любого бренда: где-то закрывает магазины, где-то неправильно спрогнозировал спрос – произвел больше необходимого и уже в начале сезона понимает, что такой объем в своей рознице продать не сможет. Так вот, off-price-ритейлеры выкупают у брендов и фабрик излишки товара. Поскольку мы не предъявляем требований к полноте коллекций, наличию всего размерного ряда, то получаем товар по специальной цене. Кроме того, в торговых залах устанавливаем простое оборудование, дизайн пространств минималистичен, работаем по принципу самообслуживания – без продавцов-консультантов. То есть мы минимализируем издержки и таким образом доносим до покупателя выгодную стоимость товара.

- Кстати, о продавцах. У вас большая команда в Питере? Из кого она состоит?

- В Санкт-Петербурге и области нас совокупно около пятисот человек. Наша основная команда – это продавцы-кассиры и работники торгового зала. Плюс лидеры этих команд – в каждом магазине есть управляющий и два его заместителя.

- В чем состоит работа сотрудника магазина? И, кстати, какой график?

- Продавцы-кассиры обслуживают покупателей на кассе. Работники торгового зала осуществляют прием и выкладку товара – то есть размещают его в зале, создают интересные луки на манекенах, поддерживают порядок на полках. Заместители управляющего руководят разными процессами – от приемки товара до обслуживания покупателей – и сами в них активно участвуют. Равно как и управляющие, которые полностью отвечают за функционирование магазина. Что касается графика, то у нас есть два типа занятости для работников кассы и работников торгового зала: полная и частичная. При полной занятости график два дня через два. При частичной, так называемом парт-тайме, человек сам формирует свой график и выбирает, когда и на какое время ему выходить. Как правило, выходят в среднем на 5-6 часов несколько раз в неделю, график с учетом пожеланий таких сотрудников и пиковых часов нагрузки на магазин составляется на месяц вперед. Такой вариант часто предпочитают студенты, пенсионеры, молодые мамы – это удобно, когда ты живешь рядом. Или когда есть потребность окунаться в рабочий процесс, чувствовать себя сопричастным общему делу, ощущать частью команды.

- Как бы вы описали сотрудника Familia? Какие люди приходят надолго, а какие не задерживаются?

- У нас очень увлеченные своим делом сотрудники! Активные, доброжелательные, дружные. Семья! У нас работают по пять, по десять лет. Есть коллеги, которые работают с 2006 года, с момента появления первых магазинов в Санкт-Петербурге. И они в Familia потому, что им действительно интересно, они любят свою работу. Потому что это всегда что-то новое, магазин каждый день чуть-чуть другой, чем вчера (улыбается). И есть реальные возможности карьерного роста: люди приходят, скажем, на позицию работника торгового зала, потом становятся заместителями управляющего, далее проходят обучение по нашей внутренней программе "Кадровый резерв" и назначаются управляющими при открытии новых магазинов. Управляющие 20 магазинов из 38, работающих на данный момент в городе и области, именно так и возглавили свои магазины. У нас однозначно не задержится ленивый человек, безответственный, с пренебрежением или неуважением относящийся к коллегам и покупателям. Ведь мы очень любим своих покупателей, мы работаем именно для них. И они нас любят, это очень ценно. Вот представьте: утро субботы, торговый центр уже открыт и принимает посетителей, покупатели стоят перед магазином, а сотрудник, который его должен открыть, опаздывает. Или, например, пришла поставка нового товара, сотрудник, который должен был организовать его развеску в зале, не сделал этого – и на следующий день коллеги разбирают уже две поставки, а у него – выходной. Вот такого мы категорически не приемлем. У нас – командная работа, при этом творческая, динамичная! Я бы даже сказал, с элементами пассионарности: когда ты видишь, что другие люди получают удовольствие благодаря твоей работе, когда радуются удачной покупке, ты сам становишься чуточку счастливее. 

- Какие у Familia дальнейшие планы в регионе? 

- Развивать ассортимент, дополняя его новыми товарными категориями и брендами, открывать новые магазины. Например, 19 июня мы откроем еще один магазин в Санкт-Петербурге, в ТЦ "Бонус", к концу лета – еще один. Это новые возможности как для покупателей – с точки зрения интересного шопинга, так и для сотрудников – с точки зрения начала и развития карьеры. Приходите, мы будем рады! У нас правда здорово! 

 

Off-price(офф-прайс), fashion(фэшн).