Рынок коммерческой торговли в России продолжает стремительно развиваться. По данным АКИТ, за первые 6 месяцев текущего года россияне потратили на отечественных площадках свыше 2 трлн рублей, что превышает показатели аналогичного периода 2021 на 50%. По доле онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли РФ сейчас занимает седьмое место в мире. Однако это лишь начало – считает Артемий Самохвалов*, предприниматель, эксперт по маркетплейсам и электронной коммерции. В интервью "Metro" он оценил текущую ситуацию на российском рынке e-com и назвал его преимущества.

Артемий, Вы являетесь одним из ведущих экспертов в сфере электронной коммерции. Как нарабатывали опыт?

Торговым бизнесом я занимаюсь практически всю жизнь, со студенческих времен. Работать в e-commerce начал в 2019 году, на Аmazon, и вошел в топ-10 продавцов площадки. Затем успешно запустился на российских маркетплейсах.

 

Вы награждены премией Top People Awards-2022 в номинации "За вклад в развитие электронной коммерции". Что отметило жюри?

Мою экосистему First-E.com. Годами я нарабатывал опыт по организации бизнес-процессов, формировал сеть из надежных поставщиков и подрядчиков в разных точках мира. В 2021 году я принял решение использовать это для развития отрасли, и запустил собственный сервис для участников рынка электронной торговли.

Экосистема First-E.com закрывает все потребности селлеров – мы находим хороших подрядчиков для любой задачи, товары в разных точках мира по лучшей цене, занимаемся логистикой и проверкой партий, операционной деятельностью. Делаем дизайн и наполнение карточек, брендинг, нейминг, решаем вопросы с налогообложением, сертификацией. Обратившись к нам, предприниматель может получить готовый, работающий бизнес "под ключ". Или решить какую-либо проблему. К примеру, региональные производители, не имеющие в Москве складов для отправки товаров на меркетплейсы, заводят их к нам.

Система очень востребована у участников рынка. Особенно популярен поиск поставщиков – без опыта и из-за высокой конкуренции сделать х3 невозможно, а без такой наценки не получишь прибыль.

В 2022 году рынок электронной коммерции в России вновь бьет рекорды. На Ваш взгляд, что выступает драйвером роста?

Их несколько. Если в период пандемии рост онлайн-продаж был естественным – из-за ограничения работы офлайн-магазинов, – то в текущем году бурное развитие отечественного рынка e-commerce подстегнул приход новой реальности. Из-за перебоев в зарубежных поставках ассортимент традиционной розничной торговли сократился, и потребители стали активнее искать нужные товары на маркетплейсах. Еще один драйвер – старт параллельного импорта.

Сказывается и приток новых участников. Все чаще предприниматели делают выбор в пользу онлайна: маркетплейсы позволяют сократить расходы на старт бизнеса и быстро запустить продажи – здесь проще развернуть рекламную кампанию и привлечь покупателей, а торговля идёт по всей России.

 

Каков Ваш прогноз по развитию отечественного рынка электронной коммерции в ближайшее время?

Он будет активно расти. Постоянно появляются новые площадки, фишки, спрос населения увеличивается. В целом, возможности е-commerce рынка в России реализованы на 10%, до апогея развития отечественные участники не дошли. При этом местами они на несколько шагов впереди зарубежных коллег. К примеру, по качеству контента. Тот же Amazon в Дубае сильно проигрывает здесь российским маркетплейсерам.

В завершение Артемий Самохвалов* назвал две распространенные ошибки предпринимателей при работе с мультикатегорийными гипермаркетами. Основатель экосистемы в электронной коммерции first-e.com рекомендует не стремиться в неглубокие ниши – здесь нет конкуренции, но и прибыль тоже будет небольшой. Также эксперт по маркетплейсам и электронной коммерции советует не гнаться за "хайповыми" товарами – высок риск, что тренд быстро спадет, и партия останется нераспроданной.

*Instagram - платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ