Под влиянием "быстрой моды" потребители стали покупать больше вещей, а использовать и хранить их в разы меньше. За счет этого производство одежды во всем мире с 2006 года увеличилось вдвое, а вместе с ним – и выбросы CO2, расход воды и количество отходов. При этом на переработку отправляется менее 1% вещей. Многие бренды до сих пор сжигают остатки коллекций. Как итог – мир оказался на пороге экологической катастрофы. Сейчас крупные компании взяли курс на "устойчивую моду": вносят в процессы проектирования, производства, распространения и утилизации продукции изменения, чтобы сделать их более экологичными. Активные шаги в этом направлении делает и российский дизайнер Ольга Сказкина, создатель бренда Ecoolska, евангелист экологичной и цифровой моды.

Натуральность и осознанность во всем

Ольга Сказкина родилась и выросла в Иркутске. Уже в раннем детстве она завороженно смотрела модные показы, в 14 стала перешивать старую одежду для себя и знакомых. Вещи имели огромный успех, однако после окончания школы будущий дизайнер выбрала специальность "инженер-строитель", окончила вуз и стала сотрудником крупной компании. Творческое начало взяло верх через несколько лет – Ольга вновь села за швейную машину. Сначала работала простой швеёй, затем получила профильное образование и открыла своё ателье. В 2010 году основала дом моды OLGA SKAZKINA.

Вопросы экологии, устойчивого развития и этичности всегда волновали Ольгу Сказкину. Она никогда не использовала при создании своих коллекций мех и кожу, обеспечивала всех сотрудников достойными условиями труда. В 2017 году одной из первых в России создала коллекцию из органического льна. Тогда же задумалась о запуске экобренда.

"Свою идею я воплотила два месяца назад – создала бренд Ecoolska. Наши ценности отражены во всём, даже в логотипе – это три круга, символизирующих основные принципы устойчивого развития и три его составляющие: люди, профит, экология. Мы за разумное производство и осознанное потребление: используем только органические, биоразлагаемые, инновационные либо переработанные ткани, натуральные красители. Все сертификаты размещены на сайте. Одежда отличается высоким качеством и будет служить долгие годы. Команде обеспечены комфортные условия и достойная оплата труда. Мы развиваем циклическую экономику, практикуем апсайклинг, поддерживаем экологические организации. Пропагандируем честную красоту – не редактируем фото. Выступаем за равноправие, уважение к человеку вне зависимости от его пола, национальности, религии и индивидуальных предпочтений и особенностей. К примеру, недавно нами была организована инклюзивная фотосессия", – делится дизайнер Ольга Сказкина, создатель бренда Ecoolska.

Одновременно с основной коллекцией Ольга презентовала апсайклинг-линию. Вещи созданы из старой одежды, которую представители Ecoolska приобрели в секонд-хендах, у фонда "Второе дыхание" и в стоковых магазинах. 15 ноября 2021 года их можно приобрести в рамках благотворительного аукциона. Все средства будут переданы организации, которая занимается очисткой океанов от пластика.

"Ранее люди перешивали одежду потому, что был дефицит, сейчас же мир столкнулся с её переизбытком. Благодаря нашей инициативе все зацикливается: мы сделали коллекцию из старых вещей, направили деньги на очистку океанов, собранные отходы пошли в переработку, из полученного сырья будет создана ткань для производства новых изделий. Также мы привлекаем внимание к проблеме, которая актуальна для любого жителя Земли", – подчеркивает дизайнер Ольга Сказкина.

Создатель бренда Ecoolska планирует отшивать апсайклинг-коллекции и проводить подобные акции два раза в год. Популяризирует Ольга и абсолютно новое в fashion-индустрии направление – digital-моду. Здесь она выступает в роли пионера и евангелиста.

Килобайты вместо ткани

Digital-одежда – это вещи, которые существуют исключительно в цифровом формате. Для их создания требуются только высокие технологии, отходов – ноль. Ольга Сказкина уверена – за форматом будущее: он соответствует запросам любителей fast fashion и при этом экологичен.

"10% потребителей в мире покупают одежду "на один раз", только для создания контента, а это 15 млрд вещей в год. Используя digital-лук, мы можем решить проблему перепотребления и улучшить экологию: каждый день люди могут появляться в чем-то новом, и при этом не вредить окружающей среде. Одна такая модель стоит, в среднем, 20 долларов. Календарь луков можно составить на месяц вперед. Бренды же смогут сначала создавать цифровые коллекции, а затем брать предзаказы и отшивать конкретные позиции. Через два-три года начнется настоящий бум digital-моды", – считает Ольга Сказкина, евангелист экологичной и цифровой моды, создатель бренда Ecoolska.

Ольга уже разработала несколько десятков digital-луков. Два бесплатно доступны в Snapchat. Также 2 октября 2021 года в рамках International Digital Fashion Week прошел модный показ цифровой одежды Ольги Сказкиной. Организаторы мероприятия сами пригласили дизайнера и поставили на афишу вещь из её digital-коллекции. Все модели уже можно приобрести в маркетплейсе "Replicant".