Ярослав Заварин, один из основателей семейного бренда ЗАВАРИН, рассказал о том, как в современном мире, полном компромиссов и искушений, можно оставаться верным своим убеждениям и при этом строить успешный бизнес.

Как вы пришли к идее создать ювелирный бренд православных украшений?

Всё началось с моей мечты в 2003 году, когда я участвовал в крестном ходе из Курска в Дивеево. Он был посвящён 100-летию прославления мощей святого Серафима Саровского. Этот путь изменил меня и стал отправной точкой моего духовного опыта.

Крестный ход я проходил с небольшим деревянным крестиком с латунным Распятием. Со временем он износился, и мне захотелось приобрести новый – добротный, деревянный, резной. Поскольку мы живём в ювелирном крае, в Костроме, возникло желание украсить его элементами из драгоценного металла.

Но таких изделий на рынке просто не существовало. То, что я хотел создать, было совершенно новым ювелирным направлением, украшений такого уровня никто никогда не делал. В 2013 году я начал создавать такие кресты на маленькой, шестиметровой кухне, собирая их по собственным эскизам. Деревянную форму заказывал у резчиков, где-то для меня отливали Распятие и другие элементы. Так постепенно рождались первые изделия, в которых сочетались дерево и драгоценный металл.

Мое увлечение и вера в это дело вдохновили и моего брата Антона, который в то время работал на ювелирном производстве одного из крупнейших предприятий Костромы. Украшения начали продаваться на разных площадках, через разных продавцов. 

Продавать их не под своим именем, без фамильного бренда, оказалось нашей главной стратегической ошибкой. Одновременно это стало важный опытом, ведь излишняя скромность привела к тому, что изделия начали повсеместно копировать, не указывая авторства. Осознав это, в 2018 году мы создали собственный семейный бренд, которому вскоре дали нашу фамилию – ЗАВАРИН.

Как вам удаётся сохранять духовную ценность в каждом изделии?

Украшение с изображением первообраза априори является святыней. При этом мы создаём их на заказ, нередко к нам приходят люди после глубоких жизненных перемен и хотят передать этот опыт в своём кресте или образе.

Мы предлагаем заказчику самому выбрать молитвы, символы, лики святых. Например, это может быть человек, чей путь к Богу начался со святителя Николая Чудотворца. По молитвам этого святого он впервые мог ощутить помощь Господа, поэтому на кресте, помимо Распятия, обязательно появится и лик Николая Чудотворца. Также у него могут быть особые, любимые молитвы, которые он читает ежедневно или в трудные моменты. Их тоже можно разместить использовать в работе, поэтому особая ценность создаётся именно из личных историй и живого духовного опыта.

Какие особенности управления брендом православных украшений вы бы выделили?

Первая особенность – осознанный подход без агрессивного маркетинга или манипулятивных методов. Покупка православных изделий не происходит импульсивно. Целевая аудитория – люди, ищущие в первую очередь глубину и смысл. Они видят украшение как символ веры, личного духовного пути и внутренней гармонии. В отличие от массового ювелирного рынка, здесь нет сезонных всплесков продаж. Рост происходит стабильно и постепенно. 

Второй момент – высокая личная ответственность. Сегодня роль личного бренда сложно переоценить, а для создателей православных ювелирных украшений это накладывает особые обязательства. Выбор материалов и поставщиков, внимательный подбор сотрудников, создание комфортных условий труда продиктованы в первую очередь высокой личной ответственностью. Когда изделие носит фамилию владельцев бренда, компромиссы недопустимы. Мы воспринимаем репутацию не как маркетинговый инструмент, а как семейную честь.

Третья особенность – прозрачность процессов. В этом нам помогает собственное производство полного цикла, которым руководит мой брат Антон. Клиенты знают, кто и как создавал их украшение, что укрепляет доверие и делает покупку осознанной. Православному ювелирному бренду важно быть честным и открытым. Если процессы не прозрачны, люди никогда не поверят в то, что вы создаёте.

Были ли моменты, когда приходилось выбирать между коммерческим успехом и сохранением миссии бренда?

Да. На современном рынке очень востребован подход, когда изделия продаются как средство для решения конкретных задач. Это вводит в заблуждение относительно учения Церкви, Православия и самой веры многих людей, особенно тех, кто делает первые шаги к Богу.

Один из ярких примеров – деление святых "по специализации". Такой подход распространяется повсеместно, потому что на него есть спрос, и есть те, кто его поддерживает. Более того, встречаются целые руководства и классификаторы святых: в социальных сетях, магазинах и на сайтах их иконы часто распределяются по запросам – для замужества, от пьянства, для путешествующих и так далее.

Этот примитивный подход не имеет ничего общего с Православием и превращает святых в "специалистов", которые решают наши проблемы. Безусловно, в Церкви существует традиция обращаться к тому или иному святому в разных ситуациях, но это не должно доходить до абсурда. Мы молимся прежде всего Богу. А святые угодники – наши помощники, ходатаи и заступники перед Ним, проводники молитв наших грешных, поэтому мы никогда не разделяем святых по специализациям.

Как строится бизнес, который сочетает духовные ценности и коммерческий успех?

В основе нашего бренда заложено желание соединить православную культуру, ювелирное искусство и индивидуальный подход. В более широком смысле наша цель – своими талантами прославлять Христа и объединять православных людей по всему миру. Мы не экономим на материалах и не упрощаем форму ради себестоимости. Приоритетная задача для нас – не продажи, а служение Богу, делу и человеку.

Устойчивость семейного дела основана на глубинных ценностях – уважении к ремеслу, к людям, с которыми работаешь, и к каждому покупателю. Так мы превращаем ювелирный дом ЗАВАРИН не просто в коммерческую структуру, а в мастерскую смысла, где в изделиях воплощаются ценности – отражение души человека, выраженное в металле, дереве и камне.