Люди, решившие связать свою карьеру с благотворительностью, но не имеющие опыта работы в НКО, зачастую имеют в корне неверное представление о третьем секторе. Сюда стремятся по разным причинам.
- Спасти мир
- Решить личные проблемы
- Отдохнуть и улучшить карму
- Социально значимую работу.
Последний пункт особенно актуален для нового поколения. На самом деле, работа в НКО – возможность проявить себя в быстрорастущей сфере на стыке множества специальностей. Правда и требования к кандидатам, вопреки стереотипам, здесь выше, чем в коммерческом секторе.
Один из элементов специфики отечественного рынка НКО – стихийно растущие фонды, созданные энтузиастами на эмоциональном порыве, без четкого плана и анализа конъюнктуры. Сотрудников в них берут под определенные задачи, без внятных должностных инструкций. Для сферы в целом характерны и стремительное развитие, и дефицит кадров, поэтому в НКО функционал любой позиции шире, чем в любой коммерческой организации, маркетолог здесь умеет писать тексты и искать спонсоров, а пиарщик еще и немного психолог. Кто-то видит в этом плюсы: такой подход помогает освоить дополнительные навыки, научиться чему-то новому. Но не все способны эффективно работать в таких условиях. У кого-то размытые должностные границы вызовут стресс и повышенную утомляемость. Для работы в благотворительности необходимы:
- психологическая гибкость,
- организованность,
- самодисциплина,
- умение работать в режиме многозадачности.
Алена Куратова, учредитель и председатель фонда "Дети-бабочки": "В нашей стране не существует учебных заведений, готовящих кадры для благотворительности. Мы начинали с того, что взращивали их сами из волонтеров, начинавших карьеру с нуля. Сейчас они возглавляют самые важные направления в фонде. Практика показала, что более эффективен найм опытных специалистов, профессионалов своего дела. Если сотрудник приходит из сферы бизнеса, ему, тем не менее, придется развить качества, необходимые для работы именно в НКО. Для эффективного фандрайзинга понадобится умение быть деликатным и настойчивым одновременно. Поэтому в некоммерческих организациях развито наставничество, "новобранцы" растут под шефством опытного члена команды. С этим же связана и готовность инвестировать в развитие профессиональных навыков сотрудников, горизонтальному росту в благотворительности уделяется не меньшее внимание, чем вертикальному".
Не стоит забывать и о том, что некоммерческие организации в редких случаях могут похвастать устойчивостью, особенно в обстоятельствах нестабильности последнего времени. Многие фонды хронически недофинансируются, а сейчас и вовсе существуют без ощущения определённости на ближайший год. Это означает, что из-за повышенного, в сравнении с коммерческим сектором, риска потерять работу, сотрудники НКО должны быть готовыми:
- вкладывать еще больше ожидаемого,
- справляться с постоянным цейтнотом,
- работать в условиях кризиса.
Еще один важный момент, характерный для многих занятых в сфере НКО - эмоциональное выгорание. Чтобы его избежать, необходимы:
- достаточный уровень эмоционального интеллекта,
- осознанность,
- умение просить о помощи, когда она действительно необходима.
Во всем мире, и отечественный рынок не исключение, уровень вознаграждений сотрудников НКО ниже, чем в коммерческом секторе. Мир меняют не за один грандиозный скачок, это результат кропотливой работы. Поэтому сотруднику понадобятся терпение, сильная мотивация и огромная ответственность. Некоторые фонды переманивают талантливые кадры из коммерческого сектора и предлагают вполне конкурентноспособные зарплаты. В этом случае помимо достойной оплаты можно приобрести массу полезных знаний и навыков. Кроме того, работа в третьем секторе придает жизни наполненности и обогащает ее массой дополнительных смыслов. Поэтому здесь так много представителей поколения Z, для которых характерны высокий запрос на осознанность и поиск смыслов.