Фото: личный архив семьи Александра Юдовича

В 2025 году сохраняет актуальность наследие капитана-ученого Александра Юдовича (1930-1998), чьи работы по безопасности мореплавания стали классикой. Особую ценность сегодня представляет его анализ человеческого фактора как главной причины катастроф на море - вывод, подтвержденный изучением свыше 1000 аварийных случаев и не утративший значения в эпоху автоматизации.

Путь Юдовича в науку был непростым. Сын репрессированных родителей, он прошел путь от матроса до капитана за два года (1951-1953). В 27 лет он возглавил уникальную немагнитную шхуну "Заря" в кругосветных экспедициях. 3 августа 1957 года судно вышло из Ленинграда в 15-месячное плавание, преодолев путь длиной около двух экваторов и завершив его 4 ноября 1958 года в Одессе.

Однако главный вклад Юдовича - в области безопасности мореплавания. После защиты кандидатской диссертации (1963) он опубликовал серию монографий, где проанализировал свыше 1000 аварийных случаев с судами валовой вместимостью более 500 тонн. В работе "Предотвращение навигационных аварий морских судов" (16+) (1988) он убедительно доказал, что человеческий фактор остается главной причиной большинства катастроф. Его исследования показали зависимость тяжести последствий от внешних условий (туман, шторм, район плавания, время суток) и технических факторов.

Практическая значимость работ Юдовича подтверждается их международным признанием - его монографии были переведены на болгарский, немецкий и другие европейские языки. Предложения ученого были внедрены в учебные программы для штурманского состава и учтены при адаптации Международных правил предупреждения столкновений судов (МППСС-72).

Фото: личный архив семьи Александра Юдовича

Отдельного внимания заслуживает книга-дневник Юдовича "Под парусами в XX веке. Плавание шхуны "Заря""(16+), опубликованная в 1960 году издательством "Географгиз". Книга вышла тиражом 37 000 экземпляров и была переведена на 5-7 иностранных языков, включая немецкий, английский и болгарский. В этом произведении Юдович не только описал хронику кругосветного плавания, но и подробно рассказал о борьбе со штормами в "ревущих сороковых" широтах и встречах с жителями далеких стран. Издание стало библиографической редкостью, но в 2000-х годах было переиздано факсимильно издательством "Моркнига", сохранив исторический текст для новых поколений читателей.

В современную эпоху цифровизации и автоматизации судоходства подход Юдовича обрел новое звучание. Его анализ человеческого фактора и типичных ошибок судоводителей помогает разрабатывать более эффективные системы безопасности и методы обучения экипажей. Труды Юдовича продолжают изучать в морских учебных заведениях, а его концепции остаются фундаментом для современных исследований в области безопасности мореплавания.

Несмотря на технологический прогресс, понимание природы человеческих ошибок остается ключевым фактором предотвращения катастроф на море. Его работы - это не просто исторический архив, а действенный инструмент для обеспечения безопасности в современном судоходстве.