Тысячи людей ежедневно пользуются услугами аэропортов. Одним из видом потенциальной опасности являются запуски полетов беспилотников в непосредственной близости от этих объектов. Хотя в мире на сегодня зафиксированы единичные случаи подобных происшествий, все больше и больше авиаперевозчиков начинают устанавливать высокотехнологичные системы защиты аэропортов от дронов.
Виды опасности
Под воздействием дрона может произойти частичное нарушение целостности обшивки воздушного средства. Это может привести не только к материальным потерям авиакомпании, но и создает опасность для жизни и здоровья людей, которые в этот момент находятся в самолете. А его попадание в турбину может иметь фатальные последствия. Защитные комплексы помогут избежать их появление.
Аэропорт представляет огромный комплекс сооружений, выполняющих сложный логистический процесс. Для успешного функционирования системы задействовано много людей, представляющих разные службы. Их действия строго регламентированы, полеты воздушных средств проводят по четкому расписанию. От слаженной работы всех заинтересованных лиц зависит комфорт и безопасность каждого пассажира.
Когда на территории вблизи аэродрома появляется никем не замеченный беспилотник, он сам по себе представляет большую угрозу для сооружений и людей, которые в них находятся. Полет аппарата далеко не всегда управляется оператором, имеющим необходимый уровень подготовки. Человек может банально не справиться с управлением беспилотника даже при наличии знаний по теоретической части.
При появлении дронов в воздушном пространстве над взлетно-посадочной полосой, возможно случайное или преднамеренное столкновение с летательным судном. Это приводит к опасным последствиям: выходу из строя двигателя, повреждению обшивки или лобового стекла.
Беспилотниками на территории аэропортов могут воспользоваться контрабандисты. При помощи небольших по размерам летательных аппаратов можно избежать проверки у представителей таможенной службы. Таким образом, груз без досмотра будет доставлен на борт летательного судна.
На современном беспилотнике установлены камеры высокого разрешения, используя которые оператор может вести наблюдение за работой стратегически важного объекта. Также дроны используются в целях шпионажа. Камеры позволяют следить за конкретным гражданином, находящимся на территории аэропорта. Тем самым происходит нарушение гражданских прав.
Беспилотный аппарат может быть использован для проведения атак террористическими группировками. Учитывая большое скопление людей, аэропорт – потенциально удобное место для теракта.
Какие меры используются
Защита аэропортов от дронов является актуальным вопросом в связи с возросшим уровнем опасности из-за доступности БПЛО. Борьба с беспилотниками организована в нескольких направлениях:
- Введение норм на законодательном уровне, согласно которым определяются зоны, где полет дронов запрещен. Владельцев БПЛА могут привлечь к ответственности за нарушение правил.
- Внедрение систем, позволяющих провести обнаружение летательного объекта. Они обезвредят дрон, перехватив его управление. Аппарат не будет выведен из строя. Его либо вернут к точке взлета, либо обеспечат посадку в месте, не предоставляющем опасность.
Защита от дронов предполагает использование помех, которые улавливают сигналы в разных диапазонах. Под их воздействием летательные аппараты просто не будут залетать на выделенную территорию. Современные системы характеризуются простотой применения. Для управления ими от оператора не понадобятся специфические навыки и умения.
Типы защитных систем
Противодействие использованию БПЛА обеспечивается за счет разных типов защитных систем. К примеру, в Москве в аэропорту Шереметьево планируется установить радиолокационно-оптический комплекс "ЕНОТ-СД", с использованием ПО "Лаборатории Касперского". Его применяют для обнаружения низколетящих беспилотных объектов и создания помех их перемещению.
Выделяют разные типы защитных систем:
- Комплексы с минимальной комплектацией, получающие сигналы о несанкционированных действиях беспилотников и их идентификацией в автоматическом режиме. Обнаружение объектов происходит на расстоянии до 2500 м. Информация передается на пульт радиоуправления.
- Системы с полуавтоматической комплектацией действуют на расстоянии не менее 500 м. После поступления сигнала об обнаружении объекта оператор использует ручной блокиратор.
- Автоматические системы, при помощи которых происходит как обнаружение дрона, так и его подавление.
- Комплексы, оснащенные оптической системой, которые позволяют обнаружить неизлучаемые беспилотники, работающие в режиме радиомолчания.
- Максимальную защиту обеспечивают комплексные системы с радарами. Они функционируют в разных диапазонах и направлениях.
ПО "Лаборатории Касперского" не имеет аналогов и работает с применением искусственного интеллекта и нейронных сетей. Решение классифицирует все типы дронов, работающие, в том числе, в режиме радиомолчания. В процессе не создаются нежелательные помехи, способные нарушить работу наземных средств связи. Kaspersky Antidrone может быть интегрирован в существующие системы безопасности.
