Разработка программного обеспечения – многогранная и сложная задача. Чтобы создать качественное ПО, нужно придерживаться базовых принципов разработки. Они были отточены за многие годы отраслевого опыта и огромного количества успешно реализованных проектов.
В статье расскажем, что важно учитывать при разработке программного обеспечения на заказ, какие принципы помогут запустить проект качественно, в срок и без огромных расходов.
Проектирование программного обеспечения
Проектирование – это не пустая трата времени, а важная часть разработки ПО. Перед тем, как начать писать код, нужно определить, какое решение хочет получить заказчик, и на основе анализа начать планировать систему, которая будет соответствовать техническим и проектным требованиям. Нужно разработать архитектуру, запланировать, какие компоненты, интерфейсы, технологии и модели данных будут использованы в проекте, следуя общесистемным принципам разработки ПО. Этот этап крайне важен для успешного запуска проекта. На этапе планирования главное – создать основу для качественного продукта.
Причины, по которым перед началом реализации нужно обязательно проектировать ПО:
- Формирование прочной структуры: проектирование создает порядок и ясность в разработке, предотвращает хаос. Разработчикам нужно четко понимать, как компоненты взаимодействуют друг с другом.
- Достижение масштабируемости: решения, принятые на этапе проектирования, создают основу для роста. Разработчики должны спланировать систему так, чтобы при увеличении нагрузки, была возможность для расширения без полной переделки.
- Организация удобного тестирования: нужно создать такие компоненты, которые можно протестировать изолированно. Такой подход поможет в будущем автоматизировать проверки, что ускорит разработку продукта.
- Облегчение поддержки: после запуска программы развиваются – появляются новые требования, иногда необходимо вносить доработки и исправлять возникающие ошибки. Поэтому в ходе проектирования важно создать систему, которая позволит вносить изменения быстро, локально, без негативного воздействия на другие части.
- Обеспечение основ безопасности: еще на этапе проектирования важно рассмотреть аспекты безопасности, чтобы избежать скрытых угроз. Нужно выделить и защитить критические компоненты, разработать безопасные способы авторизации, шифровать данные, распределить роли и права доступа.
- Оптимизация использования ресурсов: необходимо выбирать оптимальные стратегии по использованию ресурсов заранее, до этапа написания кода. Если неправильно рассчитать нагрузку, то система будет работать медленно, а затраты на поддержание инфраструктуры увеличатся.
Проектирование ПО позволяет увидеть всю картину целиком, предусмотреть проблемы, выбрать подходы, методы, техники и инструменты для реализации проекта. Это основа, которая в дальнейшем позволяет применять ключевые принципы разработки на этапе написания кода.
8 ключевых принципов разработки ПО
При создании программного обеспечения следует придерживаться определенных принципов. Они помогут сдать работу в срок, качественно и без перерасхода бюджета.
Принципы, которые стоит учитывать при разработке ПО:
Первый принцип: YAGNI
Расшифровывается как "You Ain’t Gonna Need It" – "Вам это не понадобится"
Это подход разработки ПО, согласно которому функции следует добавлять только по мере необходимости. Чтобы увеличить частоту релизов и быстрее создать и выпустить продукт, следует обходиться без усложнения, отказаться от неэффективных функций в процессе разработки.
Принцип YAGNI помогает разработчикам сэкономить время и усилия на внедрение ненужных элементов.
Второй принцип: DRY
Расшифровка: Don’t repeat yourself, "Не повторяйтесь"
Идея этого принципа проста: писать один и тот же код только один раз. Дублирование кода значительно усложнит его поддержку. Например, если была обнаружена ошибка в коде, который уже был скопирован, то важно не забыть исправить ее во всех местах, иначе ошибка вновь появится. Этого можно избежать, если придерживаться принципа разработки DRY.
Третий принцип: KISS
Расшифровка: Keep it simple, stupid – "Не усложняйте"
Суть принципа KISS: в разработке продукта нужно придерживаться простых решений, избегать лишних деталей и функций, не усложнять его. Код должен быть простым и читаемым, архитектура практичной, удобной для изменений, модульной, чтобы в будущем в них можно было быстро разобраться и изменить.
Плюсы такого подхода: снижение числа ошибок, экономия времени, легкое изменение и расширение благодаря простому коду, понятной архитектуре.
Четвертый принцип: SRP
Расшифровка: Single Responsibility Principle – принцип единственной ответственности
Этот принцип устанавливает два ключевых утверждения:
- У класса или метода должна быть только одна причина для изменения.
- У класса или метода должна быть только одна задача.
Т.е. каждый элемент должен отвечать за одну зону функциональности. Для каждой задачи выделяется отдельная сущность.
Основные преимущества подхода: классы и методы с одной задачей легче читать, изменять, тестировать. Кроме того, изменение маленькой части создает меньше ошибок.
Пятый принцип: OCP
Расшифровка: Open-Closed Principle – принцип открытости/закрытости
Принцип открытости/закрытости предписывает, что элементы программы (классы, модули, функции) должны быть открытыми для расширения, но закрытыми для модификации. Это значит, что разработчики могут вводить новую функциональность, не затрагивая уже работающий код.
Шестой принцип: LSP
Расшифровка: Liskov Substitution Principle – "Принцип подстановки Барбары Лисков"
Принцип объектно-ориентированного проектирования, сформулированный Барбарой Лисков. Согласно LSP, подтипы должны корректно работать везде, где есть их базовый класс. Они должны сохранять семантику и инварианты базового класса. Соблюдение этого принципа обеспечивает безопасное расширение системы.
Седьмой принцип: ISP
Расшифровка: Interface Segregation Principle – "Принцип разделения интерфейса"
Этот принцип касается реализации функций: при разработке нужно разбивать общие интерфейсы на узкоспециализированные. Пользователь не должен зависеть от неиспользуемых функций. Каждый метод должен быть ориентирован на конкретную потребность пользователя. Этот принцип делает код чище, убирает ложные зависимости, упрощает внесение изменений.
Восьмой принцип: DIP
Расшифровка: Dependency Inversion Principle – "Принцип инверсии зависимостей"
Идея принципа: высокоуровневый модуль (бизнес-логика) не должен зависеть от низкоуровневого модуля (детали реализации). При этом оба модуля должны зависеть от абстракций (интерфейса). Этот принцип нужен, чтобы код был гибким, тестируемым, а также для возможности добавления новых функций без изменения существующего кода.
Это фундаментальные принципы разработки программного обеспечения. Они помогут вам создавать гибкие, адаптивные структуры, которые меньше подвержены ошибкам, не перегружены излишней функциональностью, а значит их будет легче менять, дорабатывать, поддерживать. Разработчики, которые придерживаются основных принципов разработки, будут запускать продукты быстрее, само ПО будет качественнее и функциональнее.
Заключение: применение принципов при разработке заказного ПО
Главная задача, которая стоит перед разработчиками при проектировании заказного ПО, – реализация проекта с учетом уникальных потребностей бизнеса заказчика. Каждое решение должно решать конкретную задачу клиента. Поэтому использование ключевых принципов проектирования ПО – YAGNI, DRY, KISS, SRP, OCP, LSP, ISP, DIP – становится необходимым, чтобы в итоге создать успешный и эффективный продукт.
Пункты, которые важно соблюдать при проектировании заказного ПО:
- Учет специфики заказчика
- Создание систем без усложнения (принцип KISS)
- Исключение дублирования (принцип DRY)
- Фокус на необходимых функциях (принцип YAGNI)
- Создание гибких и поддерживаемых систем (принципы SRP, OCP, LSP, ISP, DIP)
Учитывая эти пункты, можно создать систему, которая точно решит уникальные задачи заказчика, оставаясь гибкой для адаптации и экономичной в разработке и поддержке.
