Олег БелайФото из личного архива персоны

Среди независимых инвестиционных групп России ТРИНФИКО занимает одно из почётных мест: она считается одной из старейших и крупнейших. На счету компании – немало весомых достижений и профессиональных наград. У неё весомые позиции в рейтингах и пул крупных институциональных клиентов. Управляет компанией Олег Белай – эксперт в инвестиционном бизнесе и опытный управленец. В 2025-м исполнилось 32 года с тех пор, как Олег Викторович приступил к работе в ТРИНФИКО.

Впрочем, и самой компании 6 апреля 2025-го тоже исполнилось тридцать два. Совпадение не случайное, ведь Белай был в числе основателей бизнеса – молодых студентов из МГУ и МИЭТ, которые на заре рынка занялись новыми для страны делами. Трейдингом, работой с ценными бумагами, доверительным управлением…

В 1993-м Олег Викторович Белай занял пост финансового директора, а в 2013-м возглавил инвестгруппу. Все эти годы он буквально жил интересами компании, открывал для неё новые ниши, выстраивал систему слаженного управления, что продолжает делать и сейчас. Поэтому история достижений ТРИНФИКО – это рассказ не только об инвестиционной группе, но и о человеке, который стоял у её истоков и продолжает направлять движение вперёд.

Детство, школа, МИЭТ

Профессиональная зрелость не возникает в вакууме: фундамент взглядов, ценностей и подходов к управлению закладывается гораздо раньше. Истоки системы взглядов лежат в школьных коридорах, университетских аудиториях и атмосфере семьи. Чтобы понять, каким образом сформировалось мировоззрение будущего руководителя ТРИНФИКО, нужно обратиться к этим истокам и мысленно перенестись на несколько десятилетий назад.

А точнее – в 1972 год, когда в семье зеленоградских инженеров-электронщиков, выпускников Московского электротехнического института, родился старший сын. Назвали его Олегом.

Анализируя психологические установки, которые сыграли роль в формировании жизненных и деловых принципов Белая, можно выделить несколько ключевых моментов:

  • Будущий СЕО родился не в золотых пелёнках и не с серебряной ложкой во рту. Он воспитывался в простой советской семье, где главным капиталом были знания, доверие и атмосфера взаимного уважения. Это помогло ему успешно начать бизнес с низкого старта.
  • С раннего возраста Олегу Белаю было свойственно чувство ответственности: как старший из братьев, он привык думать не только о себе. Этот навык органично трансформировался в важный для управленца принцип личной ответственности за принимаемые решения.
  • Он рано научился ценить знания, благо атмосфера в семье располагала к учёбе и самообразованию. Позже, говоря о профессиональном развитии, финансист неоднократно подчёркивал: учиться нужно всю жизнь.
  • Белай вырос разносторонней натурой. Он сочетал интерес к точным наукам с любовью к литературе и истории. Такая широта мышления стала хорошей базой для оценки инвестиционных возможностей.
  • Интеллектуальная атмосфера Зеленограда, характер работы родителей в передовых отраслях, семейное окружение тоже сыграли свою роль в формировании личности. В гости к Белаям часто наведывались интересные люди: вузовские преподаватели, инженеры, программисты. У самого мальчика был похожий круг общения среди сверстников. Всё это сформировало открытость личности к инновациям, ко всему новому и перспективному.
  • Уважительное отношение к прошлому, к людям, которые помогали и влияли. Это ещё один важный личный ориентир бизнесмена. Он с теплом вспоминает о своём детстве и с благодарностью говорит о людях, беседы с которыми дали ему ценную информацию или оказали влияние.

Всё это сформировало человека, который с юности стремился к самостоятельности, привык опираться на знания и брать на себя ответственность. Со временем эти качества оформились в профессиональную устойчивость, управленческую зрелость и высокие этические стандарты.

Первые шаги в бизнесе: интерес, который стал делом жизни

Олег БелайФото из личного архива персоны

На стыке 80-х и 90-х Олег Белай учился на физико-техническом факультете Московского института электротехники (МИЭТ). Но в то время, когда в академической среде занимались фундаментальными вопросами, за стенами института уже набирала силу иная реальность. Молодость Белая пришлась на период стремительных перемен, распада старой экономической модели и появления новых возможностей. На рубеже 1980-1990-х многие растерялись. А вот Белай оказался среди тех, кого перемены не пугали, а вдохновляли.

Студент с интересом изучал новые бизнес-реалии. Как вспоминает Олег Викторович Белай, он чувствовал, что хочет быть не наблюдателем, а участником происходящего. Больше всего его заинтересовала красота фондового рынка.

Как это работает, в те времена в России почти никто не знал. Биржевые механизмы находились в зачаточном состоянии. Зарубежный опыт открывался через редкие видеокассеты и книги, попадавшие в страну в начале 90-х. Уолл-стрит, гудящие биржи, логика финансовых систем – всё это было ещё не здесь, но уже в поле притяжения. Белаю очень хотелось понять законы этого мира и адаптировать их к российским условиям. Он мечтал разобраться в финансовых механизмах и изнутри участвовать в становлении фондового рынка. В его отношении к бизнесу было и рациональное, и романтическое начало.

Интерес сочетался с действиями. Белай рано проявил финансовую самостоятельность и начал зарабатывать с 17 лет, ещё до окончания вуза. А к 1992 году у него был за плечами первый предпринимательский опыт, пусть и не всегда удачный. К этому времени он уже окончательно определился со своим интересом к фондовому рынку. В 1992-м он заключил и свои первые сделки с ваучерами, а в 1993-м с несколькими единомышленниками стал основателем ТРИНФИКО.

Костяк команды сложился из студентов МГУ и МИЭТ. Первые шаги в инвестиционном бизнесе приходилось делать методом проб и ошибок, так как образовательная литература по трейдингу и инвестированию была ещё в дефиците. Всё приходилось постигать на практике, но молодые люди воспринимали это как интеллектуальный вызов. В конце концов, не зря они были студентами лучших вузов страны!

Было непросто, но период становления научил Белая и его товарищей гибкости мышления и умению адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка. В итоге TRINFICO стала развиваться по эффективной эволюционной модели, гибко реагируя на вызовы времени и рынка.

Достижения инвестиционной группы и стратегия бизнеса

Говоря о развитии бизнеса, Олег Белай сравнивает его с движением в потоке. Он также говорит о непрерывной эволюционной трансформации УК в соответствии с рыночными волнами, поскольку инвестиционный бизнес не может развиваться по линейной модели. Меняется рынок, меняются технологии, меняется социально-экономическая обстановка в стране и мире, меняются потребности клиентов – а значит, должна меняться и компания.

Придерживаясь этой логики, ТРИНФИКО с самого начала принялась за активное освоение открывающихся "в моменте" ниш, в то же время выстраивая и долгосрочный бизнес-фундамент. В 90-х компания начала с ваучеров и чековых фондов, активно работала на биржевом и внебиржевом рынках, запускала аналитику, осваивала ГКО и фьючерсы. В 1997 году занялась ассет-менеджментом, а в 2009-х стала одним из лидеров в доверительном управлении пенсионными средствами. В 2010-х реализовала крупнейшие проекты с использованием ЗПИФ и начала работать в девелопменте. В 2020-м первой в России получила ESG-рейтинг как управляющая компания.

Такой подход, предусматривающий поступательное развитие без резких рывков, но с постоянным поиском новых решений, стал важным фактором успеха для инвестгруппы. Говоря об успехах и достижениях, Олег Белай говорит о "движении в потоке", среди лидеров, но без попыток вырваться вперёд. Возможно, он взял это сравнение из мотоспорта, которым увлекается. Действительно, движение в пелотоне даёт немало преимуществ: можно быть в топе, снижая риски. СЕО ТРИНФИКО не стремится "выигрывать гонку", но при этом умеет по-визионерски распознавать точки роста.

Результаты, как говорится, налицо. Сегодня группа входит в число наиболее устойчивых и профессионально признанных игроков рынка. Компания получила высокий кредитный рейтинг "А-" от "Эксперт РА" и ещё более впечатляющий рейтинг надёжности "А+" от Национального рейтингового агентства. Побеждала в премии "Финансовая элита России" в номинации "Компания года в сфере управления ЗПИФ". Вошла в топ-10 по доходности инвестирования пенсионных средств. Развивает уникальные для России продукты – например, ОПИФ, ориентированный на иностранную недвижимость, и REIT-стратегии. Выводит финансовые инструменты на маркетплейсы, ставя на цифровизацию и делая свои инструменты доступными для розничного инвестора.

Этический код и ESG

Важным этапом в развитии группы стало включение в её работу ESG-концепции с её экологическими, социальными и корпоративными практиками. Но в случае ТРИНФИКО получение ESG-рейтинга (кстати, первой среди управляющих компания РФ) является не просто модным трендом или формальным соответствием международной практике. Это продолжение той этической линии, которую команда придерживалась с самого начала, ещё задолго до появления самого термина "ESG" в российском деловом обиходе.

Как подчеркивает Олег Викторович Белай, они с самых первых лет строили свой бизнес на высоких этических стандартах, и этому есть подтверждения в истории компании. Так, в непростые и, откровенно говоря, диковатые 90-е годы ТРИНФИКО оказалась в числе тех, кто начал формировать инвестиционную культуру в новой России.

Когда в России начали открываться финансовые пирамиды наподобие МММ, команда выбрала другой путь. ТРИНФИКО одной из первых вступила в процесс формирования профессиональной инвестиционной инфраструктуры. Компания стала одним из соучредителей НАУФОР (Национальной ассоциации участников фондового рынка). Эта организация заложила основы отраслевого саморегулирования. Таким образом, в 90-е команда ТРИНФИКО сделала выбор в пользу долгосрочных бизнес-ценностей: деловой этики и репутации.

В этом контексте включение в деятельность группы ESG-повестки выглядит вполне естественным продолжением пути.

Принципы социальной ответственности коллектив TRINFICO реализует не только в рамках бизнеса. По инициативе Белая в 2021 году был учреждён благотворительный фонд "Вместе сможем", который поддерживает адресные и системные проекты в сфере здравоохранения, образования, помощи семьям. Внутри же самой компании волонтёрство стало частью корпоративной культуры.

Итоги. Ретроспекция. Начало. Взгляд в будущее

Сейчас, бросая ретроспективный взгляд, мы видим там, в начале 90-х, молодой бизнес турбулентной эпохи трансформаций, начавшийся с юношеского энтузиазма и сделок на ваучерном рынке. А когда обращаем взгляд в современность – то перед нами уже солидная инвестиционная группа, которая уверенно двигается в ногу со временем, делая ставку на устойчивое развитие и цифровизацию, сложные институциональные проекты и принципы ESG-инвестирования.

Но было бы неверно воспринимать ТРИНФИКО как статичную структуру. Ведь что такое тридцать лет? Для человека это период, когда молодость и активность сочетаются со зрелостью и ответственностью. И для бизнеса тоже: пройдя тридцатилетний путь, компания доказывает свою устойчивость, обзаводится опытом и экспертизой, и может всё это использовать для движения вперёд. Для исследования новых рынков, внедрения новых подходов, воплощения новых идей…

Как говорит СЕО Инвестиционной группы ТРИНФИКО Олег Белай, достигая одних целей, нужно идти к другим. Именно в этом – жизнь, движение и развитие.