Поэт и плейбой

Это реальная история. 2010-е годы. Одна из самых гламурных вечеринок года в Лос-Анджелесе. Собирается цвет общества: актёры, музыканты, светские львицы. Среди приглашённых – знаменитая поэтесса и автор-исполнительница, известная своей меланхоличной, глубоко личной лирикой, философскими размышлениями о любви и одиночестве. Её творчество – это исповедь, это тонкие нервные окончания, выставленные наружу.

На той же вечеринке – молодой, но уже невероятно популярный актёр, звезда блокбастеров. Его публичный образ – это харизматичный плейбой, любитель быстрых машин, громких тусовок и красивых спутниц. Их знакомство мимолётно, но он, желая произвести впечатление не только внешностью, а кажущейся глубиной, решает сделать ей подарок.

Через несколько дней в её особняк приходит посылка от него. Внутри – книга. Но не абы какая. Это роскошное, подарочное издание "Алисы в Стране чудес" (3+) Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Туве Янссон.

Первая реакция поэтессы – лёгкое умиление. "Мило, – думает она. – Классика". Но уже через секунду её накрывает волна разочарования и даже лёгкого презрения. "Алиса"? Книга, которую дарят девочкам на десятилетие? Яркая, красивая, но абсолютно инфантильная сказка, не имеющая ничего общего с тем сложным, тёмным и взрослым миром, который она исследует в своём творчестве.

Она видит в этом подарке лишь один месседж: "Ты для меня – милая, немного странная девочка-фея, забавный и несерьёзный персонаж. Я не видел и не слышал той боли и той мудрости, что есть в твоих текстах. Я увидел только образ".

Этот подарок стал для неё ярлыком, клеймом. Он показал, что её воспринимают как некий "диковинный аксессуар", а не как серьёзного художника. Красивая обложка скрывала за собой полное отсутствие какого-либо реального интереса к её внутреннему миру. Она поблагодарила его лаконичным SMS, а книгу убрала на самую дальнюю полку, где она и стояла как памятник поверхностности и несостоявшейся попытки понять её.

Как нужно было действовать, чтобы не допустить такую ситуацию

Здесь ошибка в стереотипном восприятии и желании "покрасоваться" жестом, не вкладывая в него смысла.

  1. Изучение творчества, а не образа. Малейшее погружение в творчество поэтессы сразу выявило бы, что её мир далёк от беззаботной сказочности. Ей близки совсем другие авторы – например, Сильвия Плат, Франц Кафка, Федор Достоевский или современные мрачные фантасты.
  2. Отказ от клише. Дарить "Алису" творческому человеку – самое простoe и самое банальное решение. Это говорит о полном отсутствии фантазии и персонального внимания.
  3. Глубина вместо красоты. Нужно было искать не красивое издание, а издание с смыслом. Книга, которая заставила бы её задуматься: "О, он действительно это читал и понял меня".
  4. Рискнуть показаться сложным. Лучше подарить сложную, мрачноватую книгу, которая может не понравиться, чем очевидную и пустую. Первый вариант показывает уважение к интеллекту, второй – пренебрежение.
  5. Провести минимальную разведку. Достаточно было спросить совета у любого критика или более "интеллектуального" коллеги по цеху, чтобы избежать провала.

Какую книгу было бы уместно подарить в той ситуации

Исходя из профиля глубокой и меланхоличной поэтессы, идеальной подарочной книгой могли бы стать:

  1. Подарок-родственная душа: Сборник стихов или дневников Сильвии Плат ("Стеклянный колпак"(18+) или "Ариэль"(18+)) в красивом издании. Это прямой и безошибочный сигнал: "Я понимаю тьму, с которой ты работаешь, и вижу в тебе не сказочную фею, а серьёзного автора".
  2. Подарок-вызов: Роман Милана Кундеры "Невыносимая лёгкость бытия" 16+). Это философская проза о любви, судьбе и вечном поиске смысла, что идеально ложилось бы в круг её интересов и показало бы, что даритель видит её глубину.
  3. Подарок для вдохновения: Книга, стоящая на стыке поэзии и визуального искусства. Например, альбом-исследование "Книга образов" (18+) (The Book of Images) поэта Райнера Марии Рильке, где текст сопровождается работами современных художников. Это дорого, стильно и безумно интеллигентно.
  4. Подарок-загадка: Если хочется чего-то менее мрачного, но столь же глубокого, можно было выбрать магический реализм – например, "Сто лет одиночества" (16+) Габриэля Гарсиа Маркеса. Это тоже сказка, но сказка для взрослых, полная магии, боли, любви и философии. Это та "Алиса", которая была бы ей понятна и приятна.

Такой подарок сказал бы: "Я вижу сложность твоего мира и восхищаюсь ей". А красивая "Алиса" сказала лишь: "Ты странная. Мне это показалось милым".

Чтобы не ошибиться с выбором книги в подарок приходите в магазин Идеальная Библиотека