Источник фото: личный архив Ольги Альпаковой
Когда начинается путь в IT? Часть специалистов перешла в сферу компьютерных технологий со смежных направлений, другие – получили высшее образование и начали карьеру со стажировки джуном. Однако целое поколение будущих специалистов IT-рынка выбрали профессию с самого юного возраста и развивают навыки в ногу со временем. Разбираемся, со скольки лет родители могут отдать ребенка в IT, какие перспективы ждут поколение Альфа и чему обучают в современных компьютерных школах.
Почему ИТ-навыки пригодятся?
Поколение современных подростков растет в мире, где цифровые навыки не дополнение, а необходимая основа. Дети 7–12 лет погружаются в программирование почти незаметно: через игры-конструкторы, платформы для творчества и учебные экосистемы. Яркий пример того – Roblox. Это уже не просто игра, а глобальная лаборатория цифровых сценариев, в которой школьники создают собственные миры, проектируют уровни, пишут скрипты на Lua, а иногда и зарабатывают. Похожие возможности формируют Minecraft Education, Scratch, Tynker, а позже Python и основы веб-разработки.
Родители всё чаще воспринимают программирование как новый английский язык – инструмент, который обеспечит конкурентное преимущество и профессиональную устойчивость. Как объясняет Ольга Апалькова, основатель международной кибершколы для детей KIBERone, ребенок, получивший уверенные ИТ-навыки на самом старте, в будущем более адаптирован к современным реалиям и обладает широким кругозором.
– Обучение, например, в нашей школе нацелено на детей в возрасте от 6 до 14 лет. Ребенок получает основательную цифровую базу и практические навыки работы с технологиями. Такие знания открывают перед ним широкие перспективы и позволяют развить логическое и креативное мышление, увеличивают шансы попасть в 1% самых успешных людей мира в будущем, – считает Апалькова.
Почему игры стали стартовой площадкой в IT
Еще десять лет назад IT-обучение для детей ограничивалось школьным кружком по информатике. Сегодня всё иначе глобальные IT-проекты из сферы развития детей в сотрудничестве с Minecraft, Scratch создали уникальный формат: сочетание игры, творчества и инженерного мышления. И для того, чтобы обучаться основам IT, больше не нужны толстые справочники и руководства. Достаточно любопытства и интереса.
– Я вижу будущее, в котором цифровая грамотность станет таким же базовым навыком, как умение читать и писать, – признается в одном из интервью Ольга Апалькова, – Игровые платформы учат решать задачи: чтобы персонаж прыгнул, портал открылся, а сцена заработала, ребёнку приходится понимать логику: событие, действие, условие. Это фундамент любого языка программирования. Подростки вMinecraft сталкиваются с тем, что нужно продумать механику игры, удержание пользователя, монетизацию. Это ранний опыт проектной деятельности.
Творчество и инженерия у поколения Альфа больше не разделены. Дети одновременно придумывают сюжет, рисуют персонажей, создают среды и пишут код, воспринимая все эти области как части единой творческой задачи. При этом их цифровая социализация начинается рано: маркетплейсы, внутриигровые валюты, подписки и микротранзакции дают подросткам практическое понимание, как устроена экономика цифровых продуктов и откуда появляется их ценность. К 2030 году Россия, как и многие страны, получит поколение специалистов, которые войдут в IT и смежные сферы не в 22, а в 16–18 лет.
Чему обучают детей в IT-школах
Современное IT-образование для детей развивается в нескольких крупных направлениях, каждое из которых формирует свою траекторию роста. Самым востребованным остается программирование: дети начинают с визуального кода вроде Scratch и Blockly, затем переходят к Lua в Roblox Studio, осваивают Python как основной подростковый язык, знакомятся с JavaScript, основами веб-разработки, алгоритмами и структурами данных.
Не менее популярна и разработка игр для развития логики. Подростки работают с Unity, Unreal Engine, Construct, изучают 2D и 3D-арт, погружаются в игровой дизайн. Игровая индустрия остаётся одним из самых понятных и доступных для школьников способов войти в IT, потому что результат труда можно увидеть сразу в виде собственной мини-игры или прототипа.
Еще одно перспективное направление: дата-наука и кибербезопасность. Уже с 11-12 лет дети осваивают основы анализа данных, инструменты визуализации, первые элементы машинного обучения и нейросети. Несмотря на сложность, интерес к этому блоку растёт, потому что подростки видят, как данные используются в реальном мире: от рекомендательных систем до аналитики социальных сетей. Наконец, важную роль играет кибербезопасность: школьников учат цифровой гигиене, этичному хакингу, базовым методам защиты данных. В условиях стремительного роста цифровых рисков это становится не просто полезным навыком, а необходимостью для нового поколения пользователей и будущих специалистов.
Справка
KIBERone – первая международная франшиза IT-школ для детей, созданная в Екатеринбурге в 2017 году. Основатель проекта – член Российской Гильдии Маркетологов и предприниматель Ольга Апалькова. Компания работает в 36 странах (РФ, ОАЭ, Страны СНГ, Европа, Азия и др..) и в 550 городах России. Главные офисы: Екатеринбург и Дубай. В 2020 году KIBERone стал победителем IT-конкурса от ЮНЕСКО и ООН WSIS Prizes, а с 2021 года занимает первое место в рейтинге Forbes, как самая выгодная франшиза с вложениями до 1 млн. рублей. KIBERone является аккредитованным партнером таких компаний, как Сколково, Microsoft, Samsung, Яндекс, Контур, Kaspersky и Сбербанк и сотрудничает с топовыми ВУЗами страны.
6+
